"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 21. «Казацкая угроза» в защиту Православия

Автор: Алексей Хотеев

 

 

21.   «Казацкая угроза» в защиту Православия


Религиозный конфликт из-за Брестской унии тотчас перерос в межнациональную рознь, вооруженную борьбу западноруссов против поляков. На белорусских землях не было той силы, которая могла бы органи­зованно поднять оружие в защиту веры. Эта сила явилась на украинских землях.
К сер. XVI в. на южных границах Литовс­кого княжества и Московского государства свою самостоятельную организацию созда­ли  т. н. казаки или, как их еще иногда на­зывали, черкасы. Это смешанное и свобо­долюбивое население вело крестьянский образ жизни, сочетавшийся с разбойничь­ими промыслами, для чего легко объеди­нялось в легкое конное войско с выбран­ными старейшинами. Правительство соеди­ненного государства — Речи Посполитой — пыталось содержать казаков для обороны своих южных границ от крымских татар и турок и одновременно ограничивать их ра­стущее количество. Польские паны и шлях­та охотно приобретали богатые украинские земли, подчиняя казаков законам шляхет­ской республики. Церковная уния повлекла за собой ожесточение борьбы казаков с наступающими на них панами.
Обычные методы стеснения православ­ных в пользу унии находились на Украине на грани с нехристианским глумлением. Католические правители городов и деревень отдавали ключи от православных храмов евреям. Теперь, чтобы отслужить обедню или крестить ребенка нужно было запла­тить иноверцу большие деньги, только тог­да храм открывался просителям. Понятно, какая ненависть к «ляхам и жидам» клоко­тала в душе казака. Восстания против при­теснителей последовали одно за другим. Эти восстания волновали не только жите­лей Украины, но имели свое продолжение и на Беларуси. Еще в 1595г., когда подготав­ливалось введение унии, казацкое ополче­ние Наливайко захватило Слуцк и Могилев, а на обратном пути — Пинск. Везде казаки грабили и своих, и чужих, а поляков и ксен­дзов убивали без пощады. В 1617-1618 и 1620 гг. Иерусалимский пат­риарх Феофан, во время путешествия в Москву туда и обратно, останавливаясь в Киеве, принял покаяние казаков за грабежи Московского государства в смутное время и, что особенно важно, восстановил в Киев­ской митрополии православную иерархию. После кончины епископа Львовского Гедео­на Балабана (1607) и епископа Перемышльского Михаила Копыстенского (1612) в пре­делах Речи Посполитой оставался только один православный епископ, не принявший унию, — Иеремия Тиссаровский (во Львове). Патриарх Феофан рукоположил (1620г.) митр. Иова Борецкого и 6 епископов. В чис­ле последних были Мелетий Смотрицкий для Полоцка и Иезекииль Курцевич для Влади­мира-Волынского и Бреста. И польское пра­вительство, объявившее этих иерархов врагами отечества, не могло явно схватить их, т.к. они были защищены угрозой сильного казацкого гетмана Сагайдачного.
«Казацкая угроза» и в 1632г., при избра­нии нового короля, Владислава IV, привела к обсуждению на польском сейме «статей для успокоения греческой религии», которые возвращали бы православным свободу ве­роисповедания и частично восстанавливали православную иерархию — митрополит в Ки­еве, епископы в Перемышле, Львове, Луцке и Могилеве. (Именно Могилевская кафедра оставалась единственной православной епископией на белорусских землях даже до последних лет существования Речи Поспо­литой.) Однако на сейме 1635г. Владислав IV был вынужден сильной католической партией издать указы в пользу унии, кото­рые противоречили недавно принятым «ус­покоительным статьям». Униатам на «веч­ные времена» отходили архиепископство Полоцкое, епископства Владимирское, Пин­ское, Холмское, Смоленское с их монасты­рями и церквами. К ним также отходил Виленский Троицкий монастырь. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православным вооб­ще запрещалось иметь свои храмы.
Продолжающиеся притеснения привели к еще более энергичной борьбе казаков против унии и панов. Ее возглавил казацкий гетман Богдан Хмель­ницкий. Польский шляхтич Чаплинский, ко­торый не только показывал свою силу над Богданом, сковывая цепями его семью, но и доходил в своем самоуправстве до край­них пределов, наказывая плетьми на база­ре 10-летнего сына Хмельницкого (так, что тот умер от ран), возбудил в казацком ата­мане ненависть против всех поляков. Угро­зой смерти вынужденный бежать в Запо­рожскую Сечь, Хмельницкий подготовил восстание в начале 1648г. В Варшаве хо­дили слухи, что сам король Владислав IV, не имевший уже силы обуздать своеволие магнатов, некогда в личном разговоре с Богданом (бывшем в числе казацких жа­лобщиков) указал атаману одно средство для удовлетворения обид — его саблю. У Желтых вод и Корсуня Хмельницкий нанес два страшных поражения полякам. Казац­кие отряды доходили до Бреста и Кобрина, везде поднимая русское население против панов. В 1649г. под Збаражем был заклю­чен мир с новым польским королем Яном Казимиром (годы правления 1648-1668), главными условиями которого со стороны казаков были возвращение их прежних вольностей, уничтожение унии, восстанов­ление прав Православной Церкви, изгна­ние иезуитов и евреев из украинских горо­дов. Но поляки не думали соблюдать этих уступок. Снова начались военные действия. В 1651г. неудачи Хмельницкого привели к подписанию Белоцерковского договора, по которому казацкая Украина возвращалась к своему бесправному положению. Нача­лось массовое бегство православных в со­седнее Московское государство. В 1653г. Малороссия присягнула царю Алексею Михайловичу, и в 1654г. началась изнуритель­ная русско-польская война. Православие в Речи Посполитой приобрело себе нового защитника в лице правителей усиливающе­гося Московского государства.

«Воскресение», № 4 (69), 2005 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.