«Было чувство, будто мы оставлены на произвол судьбы»: учреждения российского общества красного креста при 1-й армии в августе 1914 г.

Автор: Константин Пахалюк

Николай II среди раненых офицерского лазарета Красного Креста, врачей и сестер милосердия. 21 ноября 1914 года. Тула, дворянское депутатское собрание (ГАТО. Ф. 3097. Оп. 3. Д. 38)События Восточно-Прусской операции 1914 г. и боевой путь 1-й армии генерала П. К. фон Ренненкампфа в частности достаточно хорошо изучены в отечественной историографии, однако отдельные лакуны существуют до сих пор. Так, практически не известна деятельность Российского общества Красного Креста (РОКК), которое в годы Первой мировой войны играло ключевую роль среди прочих общественных организаций, призванных содействовать армии.

Нереализованный проект генерал-губернаторства Восточной Пруссии (1914 г.)

Автор: Константин Пахалюк

Русская кавалерия на марше. Восточная Пруссия. 1914 г.В начале Первой мировой войны, стремясь захватить стратегическую инициативу, русское командование планировало силами Северо-Западного фронта генерала Я. Г. Жилинского разгромить 8-ю немецкую армию, занять Восточную Пруссию и тем самым выйти на оперативный простор. Первые институты управления на занятой территории, структурировавшие взаимоотношения с оставшимся населением, выстраивались по мере наступления. Так, в городах обычно из числа местных жителей назначался временный губернатор, нередко налагались контрибуции и брались заложники для обеспечения лояльности населения.

Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны

Автор: Константин Пахалюк

Православная служба перед боем во время Первой мировой войныПервая мировая была встречена в российском обществе небывалым патриотическим подъемом. Уже в августе 1914 г. в публичном пространстве доминирующей стала ее интерпретация как «народной», а различные общественные группы стремились продемонстрировать собственный вклад в будущую победу. Православная церковь не осталась в стороне. В символическом пространстве того времени ей отводилась роль помощника сражающейся армии.

Черниговский губернатор князь С. П. Голицын и крестьянская реформа 1861 г. в Черниговской губернии.

Автор: Антон Крутиков

Сергей Павлович ГолицынКнязь Сергей Павлович Голицын (1815-1888) не принадлежит к числу широко известных российских администраторов второй половины XIX века. На фоне знаменитых деятелей эпохи «Великих реформ» императора Александра II его имя выглядит практически незаметным. А между тем, его вклад в разработку крестьянской реформы 1861 года в качестве члена Редакционных комиссий был весьма значительным. После принятия знаменитого Манифеста и «Положений» 19 февраля князь Голицын по решению Императора возглавил Черниговскую губернию, где ему на практике предстояло проводить в жизнь положения крестьянской реформы.

Практика применения российского указа 17 апреля 1905 г. о веротерпимости в Холмской Руси.

Автор: Александр Бендин

После воссоединения в 1875 г. греко-униатов  Холмской Руси с Православной церковью, церковные и светские власти столкнулись с массовым протестом «упорствующих» униатов. Обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев во всеподданнейшем  отчете за 1898 г. отмечал, что: «Со времени воссоединения, многие из бывших греко-униатов Холмско-Варшавской епархии, проживающих преимущественно в приходах, пограничных со сплошным католическим населением, стали заявлять о своем нежелании оставаться православными, отказывались ходить в православные храмы и исполнять духовные требы у православных священников”.

Имя страны «Россия» («Rossia») на западно-европейских картах XIV-XVI веков.

Автор: Александр Клещевский

Разные варианты именования нашей страны, имеющей изначальное название Русь, на протяжении столетий употреблялись в средневековых европейских источниках. Греки с середины X в. и поныне называют наше Отечество словом Ρωσία, в латинской традиции Русь с XI в. получила названия Russia, реже Ruthenia.

Полководческое искусство А.В.Суворова в русско-турецких войнах 1768 – 1774 и 1787 – 1791 годов

Автор: Юрий Кожевников


О полководческом таланте генералиссимуса российских сухопутных и морских сил Александра Васильевича Суворова можно сказать одной чеканной фразой: «Не проиграл ни одного из 60 проведенных сражений, большинство из которых были выиграны при численном превосходстве противника».

Император Николай II на станции Вилейка 23 декабря 1915 года.

Автор: Андрей Каркотко

Государь Император Николай II приветсвует своих офицеров. 1915 г.

 

В конце декабря 1915 года, накануне Рождества, Верховный главнокомандующий русской армии император Николай II провел ряд смотров войск армий Западного фронта.

Александр Невский – предтеча российских державников.

Автор: Владимир Артамонов

  Великий князь Александр Ярославич. Миниатюра из Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Александра Невского (13 мая 1221 – 14 ноября 1263) можно зачислить  в предтечи российских державников.  «Солнце земли Суждольской»    - так именовал князя  киевский и владимирский митрополит  Кирилл (1243-1280).    До сих пор бессмертны  слова  защитника  Руси, сказанные им перед  Невским сражением:  «Не в силе Бог, а в правде».  Именно на него в первые десятилетия  невыносимого ига  возлагалась надежда. «Сила же бе его  - часть от силы  Самсоня». Вот почему  при его кончине в 1263 г. «священники и дьяконы, монахи, нищие и богатые  и все люди» горестно восклицали: «Уже погибаем!»

А.В. Суворов как христианин

Автор: Михаил Носко

Могила Суворова в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге
Славянскими народами всегда были особо любимы и почитаемы защитники Отечества – люди, которым выпадает на долю нести все  тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах. Они своими ратными подвигами воплощали в жизнь заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Исключительное место среди таких защитников Родины по искреннему народному почитанию занимает Александр Васильевич Суворов – полководец, фельдмаршал, генералиссимус, а самое главное - истинный православный христианин, исполненный веры в  Бога.

А.В. Суворов и его наследие в военно-исторической концепции А.А. Керсновского.

Автор: Максим Шевченко

Фельдмаршал Александр Суворов (художник Kreutzinger Joseph).
А.В. Суворов был «нами понят еще меньше, чем Наполеон французами. «Науку побеждать» мы читали  телесными глазами, а не духовными очами — весь ее неизреченный духовный смысл остался для нас сокровенным», — это суждение, звучащее вызовом всей отечественной историографической традиции, принадлежит Антону Антоновичу Керсновскому, видному военному писателю русского Зарубежья с короткой и яркой творческой биографией.

Язык и цивилизация: универсализм и космополитизм против партикуляризма и национализма.

Автор: Всеволод Шимов

Основная функция языка – коммуникация, т.е. передача информации. Язык является «нервной системой» любого общества, поддерживая его внутреннюю связность и упорядоченность. В то же время, язык является основным разделительным барьером, дробящим человечество на изолированные сообщества, которые неспособны к прямой коммуникации из-за несовпадения используемых ими языковых систем. Эти барьеры не являются непреодолимыми, а в случае близкого родства языков возможно и непосредственное общение между их носителями. Однако в целом преодоление языковых барьеров требует немалых усилий и энергии, как на уровне отдельного человека, так и всего человечества в целом.

Походы армии А.В. Суворова в 1799-1800 годах в чешском общественном мнении и прессе.

Автор: Кирилл Шевченко

  Бюст Александра Васильевича Суворова во дворе дома Якуба Виммера (дворец Поргесов) в Праге, в котором останавливался А.С. Суворов.

Непосредственное знакомство чехов с Суворовым произошло в самом начале чешского национального возрождения, деятели которого только начали узнавать Россию и русскую культуру, черпая вдохновение в самом факте существования мощной славянской державы, символом которой для чехов надолго стал прославленный русский полководец и его армия.

Читаем «классиков украинства» - Н. И. Костомаров.

Автор: Е. К.

Николай Иванович Костомаров

 

В случаях, когда современным украинским националистам приводят в пример высказывания различных исторических лиц, которые, этнически относясь к Украине, занимали позицию, совершенно противоположную идеологическим установкам современного украинского национализма, достаточно стандартный ответ  - это были «неправильные» деятели, которые выслуживались перед московско-петербуржским самодержавием (или были им обмануты) и потому декларировали именно эти высказывания. А вот если обратиться к настоящим патриотам…

Как князь Радзивил и гетман Хмельницкий Речь Посполитую делили

Автор: Яков Алексейчик

Карикатура XVIII в. на раздел ПольшиКогда заходит разговор о разделах первой Речи Посполитой, случившихся в конце восемнадцатого века, то почти каждый обыватель в современной Польше скажет, что это исключительно российских рук дело. А уж политик тем более. Да и в Беларуси, даже в России, тоже многие так считают. Правда, историки в той же Польше, притом такие авторитетные, как Павел Ясеница, Валериан Калинка, Александр Бохеньский, все-таки подчеркивали, что идея разделов возникла не в Санкт-Петербурге, который тогда был столицей Российской Империи.

Твердорус Феофил Павликов (из львовской газеты 1890 г.)

Автор: Редакция "ЗР"


Был некогда в истории Украины (в современных её территориальных очертаниях) популярный термин – «твердорусы». В это трудно поверить, но так называли сторонников общерусского единства, живших в XIX в. в Галиции и Буковине, нынешних западно-украинских регионах, находившихся тогда под австро-венгерским ярмом, а сегодня превращенных в отстойник украинского шовинизма.