Notice: unserialize(): Error at offset 12249 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116 История и Философия
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/library/Designer/Page.php on line 153
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/functions.php on line 836
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/functions.php on line 836
Общерусский проект сформулированный премьер-министром Российской империи П.А. Столыпиным исходил из постепенного и неизбежного размывания сословного строя, демократизации социальной системы России. Столыпин предполагал создание политической нации, ядром которой стал бы русский народ, вполне традиционно понимаемый как триединство великорусов, малорусов и белорусов.
Место Галиции в общественном сознании во многом определялось символическим значением этого края - последней части восточнославянского массива, не вошедшей к началу XX века в состав России. Опираясь на позицию галицийских «русофилов», национально ориентированные церковные и общественные круги России рассчитывали на быстрое распространение православия и русской культуры на присоединенных землях. Эти ожидания во многом не сбылись как в связи с кампанией террора против «русофилов», проведенной сразу после начала войны австрийской администрацией, так и в результате межведомственных противоречий, осложнявших деятельность российских властей.
Первая четверть XVII в. в истории Речи Посполитой была наполнена религиознообщественными конфликтами, порожденными Брестской унией 1595-1596 гг. и поставившими под вопрос режим религиозной терпимости. Перипетии этой борьбы неоднократно привлекали внимание ученых. Однако в меньшей степени изучен вопрос, насколько весомой в этих конфликтах была роль именно религиозных мотивов, т. е. самого факта нарушения Брестской унией «равновесия» в отношениях католиков и православных.
В сентябре 1939 г. на территории СССР оказалось свше 450 тыс. бывших польских военнослужащих. Большая их часть была размещена на территории БССР. Вопросы размещения и содержания польских военнопленных на территории советской Белоруссии, а также юридические и оргнизационные вопросы были связаны с рядом сложностей, связанных с неопределенностью их статуса.
В период 1921-1939 гг. евреи занимали в польском обществе достаточно своеобразные позиции. С одной стороны, еврейское население в значительной степени было наиболее лояльной частью национальных меньшинств. С другой - еврейское население Западной Беларуси представляло собой самый маргинальный элемент региона.
В 1912 г. в восточной части Люблинской и Седлецкой губерний - в Холмско-Подляшском Забужье - была создана новая Холмская губерния. Рассматриваемая как часть русской «коренной» территории губерния была выделена из Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно министру внутренних дел. Проект административного выделения Холмско-Подляшского региона со смешанным польским и восточнославянским (русинским / малороссийским / украинским) населением из состава польских губерний неоднократно обсуждался с 1860-х гг.
Причиной постепенного упадка революции (польское восстание 1863 г.) было равнодушие крестьян», «при равнодушии крестьян гибель восстания была неминуема. Прекрасно понимая это, его организаторы попытались напрямую обратиться к простому народу, в том числе и говорившему не на польском языке. По большому счету, обращения «не оказали своего действия, в том числе и на белорусов, даже католиков.
Одним из результатов образовательной реформы 1860-х годов было формирование кадров сельских учителей. Во время разработки этой реформы в Виленском учебном округе была поставлена цель не приглашать учителей из Великороссии, а подготовить их на месте, учредив специальные семинарии. Выпускники учительских семинарий должны были оставаться внутри крестьянского сословия, сохранять связи со своими народными «корнями» и способствовать приобщению белорусского крестьянства к современным знаниям.
Используя современную терминологию, территории нынешних Белоруссии и правобережной Украины были частью двух «идеальных отечеств». Западный край входил в «идеальное отечество» польского национализма, стремившегося к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 года. Представители русской националистической мысли с этим были категорически не согласны, считая эти территории неотъемлемой частью Русской земли, и апеллировали к факту вхождения этих земель в Древнерусское государство, а также к этническому, религиозному и культурному родству восточных славян.
В исторических трудах последних двух столетий нередко можно встретить название Черная Русь по отношению к территории Верхнего Понеманья вокруг городов Гродно, Волковыска, Слонима и Новогрудка. Наряду с этим, всегда было достаточно исследователей, скептически относившихся к применению данного термина. Но вопрос о том, когда и почему он появился, интересовал как скептиков, так и тех, кто был убежден в обоснованности его применения.
Богатейшая российская историография, посвященная изучению истории Литовско-Русского государства (Великого княжества Литовского и Русского), в последние десятилетия оказалась в эпицентре дискуссий, зачастую подвергаясь огульной критике. Ей не везло и в XX веке, в условиях советской действительности ее жестко критиковали с марксистско-ленинских позиций. Нет оснований считать эту ветвь исторического знания ни украинской, ни белорусской. Это именно российская историография, своего рода феномен, который сформировался в условиях Российской Империи.
Журнал Ксенофонта Антоновича Говорского «Вестник Юго-Западной и Западной России» вошел в историю русской общественной мысли как одиозно реакционный. Однако этот стереотипный образ нуждается в определенном пересмотре: в него не слишком укладывается ни весьма своеобразная защита православия с помощью ссылок на Вольтера, ни специфический характер антипольского дискурса, приобретавшего на страницах журнала не столько националистический, сколько антисословный характер.
«Польского вопроса», возникший в результате разделов Речи Посполитой, влиял на правительственную политику, проводившуюся на белорусских землях в первой половине XIX века. Оставаясь неизменной в своей сущности, формы и методы этой политики менялись в зависимости от политической ситуации в белорусско-литовском регионе. Наиболее ярко «польский вопрос» проявился в сословной, законодательной, национально-религиозной политике и в области просвещения.
Белорусская православная интеллигенция либерально-консервативного направления отрицательно относилась к идее создания белорусского литературного языка и замены им русского языка, поскольку это затормозило бы культурное и социальное развитие белорусского народа. Вместе с тем ее представители считали, что белорусские диалекты, литературная традиция Великого княжества Литовского, сами уроженцы белорусских земель приняли активное участие в формировании современного русского литературного языка.
Белорусские организации, которые располагались в Минске, выступали за автономию Белоруссии в составе демократической России, затем возобладала идея создания независимого государства - Белорусской народной республики. Организации Могилевской губернии находились под влиянием идеологии западнорусизма, и постепенно эволюционировали влево. В Витебской губернии действовала наиболее консервативная организация - Белорусский народный союз.
Отряды польской шляхты во время восстания 1863 года устроили настоящий террор против мирных жителей. К сожалению, ряд современных исследователей обходят стороной эту неприглядную сторону восстания, пытаясь скрыть очевидные факты и искажая политику официальных властей.