Взгляды Е.Ф. Карского на белорусский язык и культуру

Автор: Алексей Хотеев

Евфимий Федорович КарскийПереиздание в 2006 – 2007 гг. капитальной работы Евфимия Федоровича Карского (1860-1931) «Белорусы» возвращает заслуженное внимание к несколько подзабытому наследию известного больше по учебникам академика-слависта. Знакомство с этим трудом, справедливо относящимся к «золотому фонду» белорусоведения, показывает, какой большой вклад сделал Е. Карский в белорусскую этнографию. Хотя сам он и не был в собственном смысле слова этнографом, но лингвистом, и рассматривал отражение народного быта только в произведениях словесности, его взгляды на белорусский народ, его язык и культуру отличаются всесторонностью, объективностью и последовательностью.

Игорь Вацлавович Оржеховский: Человек, Ученый, Учитель

Автор: В.В. Сергеенкова

Игорь Вацлавович Оржеховский (1933 - 2002)Сайт Западная Русь начинает публикации  некоторых статей выдающегося белорусского историка- западнорусиста Игоря Вацлововича Оржеховского (1933 -+2002 гг.) с биографической статьи о нем, написанной кандидатом исторических наук В.В. Сергеенковой.

Игорь Вацлавович Оржеховский родился в г. Минске 11 мая 1933 г., в семье военнослужащего. Уже в детстве он познал всю сложность общественно-политической жизни страны: политические репрессии, преследования «инакомыслящих», войну и голод. Его отец, Вацлав Александрович Оржеховский, офицер, был репрессирован в 1930-е гг. 

«Не уповайте на неправду...»

Автор: Лариса Густова

Униатская Церковь. Музей белорусской деревянной архитектуры в Строчице.Развитие православной богослужебной формы в обряде Греко-католической церкви Речи Посполитой: противоречия и модификации.

Спорная и неоднозначная проблема, которая касается приоритетов  православной и униатской церкви. Что собой представляла собой Брестская уния 1596 года для белорусской культуры? По-разному решается этот вопрос. Существует несколько точек зрения на эту проблему. В статье предлагается  анализ модификации православного и униатского богослужебного чина с точки зрения региональных и вероисповедальных особенностей.

Феномен тишины в сакральном аудиальном пространстве

Автор: Лариса Густова

Покровская церковь в Мильковщине. Гродненская область.Сакральное аудиальное пространство создается в процессе богослужения и воспринимается сознанием как принципиально отличное от обыденной реальности и исключительно ценное, связанное со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности, или, отмечает А.П. Забияко, «исполненное благодатной иночеловеческой силы». Проявляет сакральное аудиальное  пространство литургическое пение – явление, которое исполнено благодатной силой, вводящее  и исполнителя, и слушателя в сферу иночеловеческого бытия.

Литургическое пение, начало которому положено ангельским славословием [1, Лк. 2: 14], звучит в каждом храме, в каждом верующем сердце,  непрестанно  звучит в вечности.
Только как ее услышать, вечность? Как поют ангелы? Так как поет хор в монастыре? Или как хор в Кафедральном соборе? Поют как смешанный хор, или как однородно звучащий, состоящий только их мужчин, или только из женщин? А, может быть ангельское пение похоже на пение детей?
О том, что мир, космос звучит известно с древности. Пифагор, развивая древнеегипетское учение, писал о «musika mundana», утверждая, что звук издают все движущееся тела, например, планеты. Но эту мировую музыку можно услышать только внутренним, духовным слухом. А что бы развить в себе такой слух нужна специальная подготовка. Это подготовка заключается в умении слышать тишину,  слышать Вечность.

Историческое пророчество Александра Суворова.

Автор: Елена Бабенко

Памятник А.В.Суворову в Кобрине. Скульптор В.С.ЧеботаревЖители Кобрина хорошо знают памятник генералиссимусу А.В.Суворову, который стоит на высоком постаменте у развилки улиц Советской и Пушкина. Несколько поколений жителей нашего города родились и выросли с того времени, как был установлен этот памятник. Накануне 280-летнего юбилея со дня рождения А.В.Суворова есть повод напомнить историю скульптуры человека, с именем которого так тесно связан Кобрин. Итак, начнем с «физики», т.е. только цифры и факты. Скульптурное изображение А.В.Суворова в полный рост появилось в Кобрине в 1964 году. Ранее, в 1950 г., были установлены два бронзовых бюста полководца: перед входом в музей и на центральной аллее парка имени Суворова. Открытие нового памятника состоялось накануне  праздника Первомая, 30 апреля 1964 года при стечении большого числа людей.

Западнорусская народная религиозная православная певческая культура в XVI – XVIII вв.

Автор: Лариса Густова

Рождественский вертеп.Параграф из монографии Л. А. Густовой  «Пою Тебе, Господи, Боже мой! (певческая культура Белорусской Православной Церкви)»

Во второй половине XVI – XVII века в западнорусском народном музыкальном искусстве получили распространение так называемые канты и псальмы. Прототипами кантов стали песни из гуситских сборников, из протестантских канционалов, катехизисов, песенников.

Белая Русь и Александр Суворов

Автор: Елена Бабенко

Памятник А.В.Суворову в Кобрине. Скульптор В.С.ЧеботаревК 280 летию со дня рождения Александра Васильевича Суворова (13  ноября 1730)

... я с корпусом войск ныне обретаюсь при Кобрине, где вчерашнего утра передовыми казаками находившаяся польская регулярная партия до 400 при генерале майоре Рушиче разбита так, что едва могло спастись до 50 человек, а генерал при сближении нашем за полтора часа ушел. Прочие побиты и до 80 человек с полковником Верещаком и несколько офицерами взяты в плен. Также 3-го числа при следовании с корпусом при местечке Дивине таковая ж партия более 200 разбита, из которой разве до тридцати спаслось, прочие побиты и 17 в полон взято с офицером.

Иван Иванович Носович

Автор: Редакция ЗР

26 сентября исполнилось 222 года со дня рождения замечательный белорусский этнографа, фольклориста и яркого представителя общестнно-политического течения западноруссизма - Ивана Ивановича Носовича.

Писатель и архивист Александр Карский рассказал о своём выдающемся прадеде Евфимии Карском .

Автор: Жанна Янчевская

Александр Александрович КарскийВ Гродно ежегодно проходят Карские чтения, которые организовывает Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. В XII Международных научных чтениях, прошедших в конце весны и посвященных предстоящему 150-летию со дня рождения ученого, принял участие его правнук Александр Карский.
Также А.А.Карский участвовал в праздновании 180-летия областной библиотеки, которая носит имя  прославленного академика, уроженца деревни Лаша Гродненского района Евфимия Федоровича Карского – прададеда Александра Александровича.

Евфимий Фёдорович Карский

Автор: Редакция ЗР

Двадцатого декабря 2010 года исполнится 150 лет со дня рождения  академика Евфимия Фёдоровича Карского, выдающегося филолога-славяниста, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. Ефимий Карский является одним из классиков филосовской школы западнорусизма, утверждающей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью русского народа. Жизнь и творчество Карского пришлась на переломный период истории России и Белоруссии. Октябрьский переворот трагически отразилося и на его судьбе и на его творчестве. Он был оболган большевиками и его труды незаслуженно забыты на долгие десятилетия.

Семашко Иосиф Иосифович. Биография пастыря, вернувшего русских людей к родной Вере Православной.

Автор: Редакция ЗР

Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович), митрополит Литовский и Виленский.Родился Иосиф Семашко 25 декабря 1798 г. в с. Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии.

Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь.С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной чертой на всю его жизнь.

"Русская Вильна"

Автор: Павел Лавринец (Вильнюс)

Особое место в виленском тексте русской литературы занимает идеологический комплекс русской Вильны и соответствующая формула.  И идею, и формулу вызвало к жизни восстание 1863 г. в Литве, Белоруссии и Польше. Его усмиритель М. Н. Муравьев, виленский генерал-губернатор (1863–1865), не рассматривал подавление восстания единственной задачей. Попечитель Виленского учебного округа (1864–1868) И. П. Корнилов, сподвижник и единомышленник Муравьева, утверждал, что первостепенным тот считал не усмирение «в сущности, бессильного мятежа, но восстановление в древнем, искони Русском Западном и Литовском крае его коренных, основных, исторических русских начал».