Александр Суворов и Белая Русь

13 (24) ноября 2010 года исполнилось 280 лет со дня рождения  Александра Васильевича Суворова.

За два с лишним столетия о Суворове было много сказано, и трудно что-либо добавить об этом гениальном полководце, великом и одновременно скромном человеке, в котором сочетались - отважный воин и истинный христианин.

Историческое мифотворчество

Фельдмаршал Суворов в опале.Художник Л.Вашля.К 280 летию со дня рождения Александра Васильевича Суворова (13  ноября 1730)

Данная статья написана в 2007 году и некоторые приводимые данные устарели, но  она не потеряла актуальность и сегодня.

С недавних пор в Беларуси начата масштабная кампания по дискредитации российского полководца А.В. Суворова, чье имя исторически оказалось связанным со строящимся в Кобрине православным Свято-Христорождественским храмом-памятником 60-летия освобождения Беларуси.

Октябрьский переворот. Анализ трагедии России в XX веке православным историком.

В ХХ веке русский народ и другие народы России, русские православные христиане и представители инославных вероисповеданий пережили собственную демографическую, социальную и нравственную Катастрофу, характер и последствия которой до сих пор неосознанны в российском обществе. В начале ХХ столетия авторы-составители статистического «Русского календаря на 1905 г. Алексея Суворина» проанализировали рост населения Российской империи в период с 1722 по 1900 годы. Они высказали предположение, в соответствии с которым, если «Россия ничего не потеряет и ничего не приобретет» по сравнению с ситуацией, сложившейся на 1900 год, то в 1910 году ее население составит 155 млн. (в реальности оказалось более 156,5 млн.), в 1930 году – 200 млн. (в реальности численность населения СССР составила 157,4 млн.), в 1985 году – 400 млн. человек (в 1990 численность населения СССР достигла лишь 290 млн.) [1].

«Белые» белорусы.

Красный террор

Гражданская война на территории нынешней Республики Беларусь – одно из многочисленных «темных пятен» нашей истории. Если в соседних России и Украине мельчайшим аспектам этой темы посвящены десятки исследований, то отечественные историки не спешат с вдумчивым анализом ситуации 90-летней давности…

Этническая идентификация белорусов 60-х гг. XIX – начала XX вв. в современной историографии.

Операция по национальному мифотворчеству.Преднамеренное производство интеллигенцией мифов и символов является частью объективного процесса национальной консолидации.  Национальные идеи могут найти отклик у образованной публики, если за ними стоит авторитет науки. Поэтому история, филология, антропология придают «научность» мифам об этническом прошлом, как бы систематизируют поэтические метафоры. Чаще всего происходит так, что некоторые сознательно творимые погрешности против  исторической истины обнаруживаются уже поздно. Спустя некоторое время, когда исторические мифы, выдуманные истории или фальшивые святыни бывают раскрыты, они уже выполнили свою роль -  добились пробуждения тех национальных чувств, которых требовала интеллигенция.

Энтони Смит.

В современной белорусской историографии заметно выросший интерес к проблемам этнической идентификации населения  губерний Северо-Западного края Российской империи в 60-х гг. XIX – начале XX вв. продиктован причинами как сугубо  научного, так и политического характера.

Проблема белорусского литературного языка в западнорусской публицистике начала XX в.

 Белорус должен знать родной язык.В современной белорусской историографии принято жестко критиковать и осуждать высказывания деятелей западнорусского направления начала XX века по проблеме белорусского литературного языка. Главным обвинением в их адрес является то, что они, не отрицая факта существования белорусских диалектов, резко протестовали против идеи литературной обработки белорусских говоров и придания им функций русского литературного языка в сфере управления и суда, образования в губерниях Северо-Западного края.

Белорусы – «Народ РОСЕИСКИ» (О традициях общерусского этнического самосознания у белорусов)

Размышление над прочитанным. (Вступительное слово к статье Ю. Аверьянова - члена  редакционного совета проекта «Западная Русь», профессора Минской Духовной Академии В. А.Тепловой.)

Одним из недугов, поразившим историческую науку в два последних десятилетия, стало мифотворчество. Причиной этого малоприятного явления следует признать  крайнюю политизированность истории. Группы «ученых» или  отдельные представители «ученого мира», решая  свои политические задачи, пытаются говорить от имени всего общества, а то и человечества,  разумеется, «прогрессивного». Они предпринимают целенаправленные и планомерные усилия навязать свое представление об окружающем мире и способе его переустройства всему окружающему сообществу.