Олег Неменский: «Панрусизм»

Оргкомитет конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского «Западнорусизм: прошлое и настоящее» предложил Олегу Неменскому вынести на обсуждение в качестве доклада его статью «Панрусизм», опубликованную полгода назад в журнале «Вопросы национализма». Эта работа Олега Неменского - первая в историографии попытка дать систематическое описание взглядов на идеологию панрусизма конца 19 - начала 20 веков и её современное значение для Русской цивилизации.

Панрусизм – идеология, утверждающая общую русскую идентичность всех восточных славян и отстаивающая идеи их исторического, культурного и политического единства. Её сторонники – русофилы, общерусы, исконники – не признают разделения восточных славян на «три братских народа», очень негативно относятся к украинству и схожим идеологиям и рассматривают государственные границы между восточными славянами как политическую раздробленность. Для панрусизма характерна актуализация таких понятий, как «Русская земля», «единая Русь», «Русский міръ», «Русская вера». «Русская земля» – основная территория Древней Руси с новыми (населёнными восточными славянами позднее) землями, одновременно – каноническая территория Русской церкви.

Виктор Линкевич: «Западнорусизм как составная часть идеологии правых партий в Белоруссии в начале XX века»

Доклад Виктора Линкевича на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

18 апреля 2012 года с 17.00 до 19.30 состоится заключительное заседание в онлайн режиме.

 

Борьба белорусов за свою русскость имеет длительную историю и напрямую связана с попытками политического, экономического, социального, духовного и культурного подчинения Белой Руси польскому влиянию. Знаковыми её событиями и явлениями являются выступление князя Андрея Полоцкого, создание Великого княжества Русского, деятельность западно-русских церковных братств, воссоединение униатов с православной церковью завершившееся Полоцким церковным собором 1839 г., деполонизаторская деятельность виленского губернатора Михаила Муравьва и т.д. Несмотря на то, что все эти действия относится к разным историческим периодам, каждый из которых имел свою специфику, было одна общая объединяющая идея. Это было стремление сохранить свою национально-культурной самобытность и принадлежность белорусов к Русскому Миру.  В XIX в. благодаря М. Кояловичу, его ученикам и последователям она получила конкретное научно-теоретическое обоснование в виде западнорусизма.

Николай Малишевский: «И.Л.Солоневич: жизнь и творчество»

Доклад Николая Малишевского на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

 

В последние годы в Минске несколькими тиражами была наконец-то издана знаменитая книга нашего земляка, уроженца Гродненщины, Ивана Лукьяновича Солоневича «Россия в концлагере». В настоящее время готовится издание ее продолжения (1). Объединяет все эти замечательные работы глубокий анализ и точное понимание сути того, что сам И.Л.Солоневич называл диктатурой импотентного слоя сволочи, превратившей одну шестую планеты в концлагерь.

Владислав Гулевич: «Западнорусизм и геополитика многополярного мира»

 

Доклад Владислава Гулевича на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»


Многими, как критиками, так и сторонниками, западнорусское течение воспринимается как узколокальное явление, охватывающее территорию  Белой Руси и, в некоторой степени, Малороссии. Безусловно, местом приложения западнорусской идеологии являются указанные выше регионы, однако было бы ошибкой рассматривать западнорусизм в отрыве от современных геополитических реалий.

Александр Романчук: "Религиозно-нравственные аспекты деятельности Иосифа Семашко"

Доклад священника Александра Романчука на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

Митрополит Иосиф, как главный инициатор и совершитель воссоединения униатов с православными, несет полную религиозную и моральную ответственность за исчезновение просуществовавшей на территории Беларуси 243 г. союзной Риму полуторамиллионной церковной общины. Никто из православных исследователей его жизни и деятельности не сомневался в нравственной чистоплотности личности и бескорыстии действий владыки. Сомнения в этом выражали некоторые современники высокопреосвященного из числа либерально настроенных общественных деятелей, высших российских сановников и даже высшего православного духовенства. Для католиков же и для тех, кто видит в унии национальную религию белорусов, высокопреосвященный Иосиф был и навсегда останется ренегатом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Алексий Хотеев: «Западнорусский вопрос в творчестве М.О. Кояловича».

Доклад священника Алексия Хотеева
на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

М.О. Коялович (1828-1891), уроженец Гродненщины, профессор русской истории в Санкт-Петербургской Духовной Академии, является одним из самых ярких представителей т.н. «западнорусизма»[1]. Как известно, это идеологические течение связывало исторические судьбы белорусов и малорусов с Россией. Начиная с 20-х годов прошлого века, стало традицией считать эту концепцию антинациональной, якобы отрицающей местную национальную культуру и ее право на независимое от России культурное и политическое развитие[2].

Лев Криштапович: «Какой дорогой идти белорусу»

Оргкомитет конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского «Западнорусизм: прошлое и настоящее» предложил Льву Евстафьевичу Криштаповичу вынести на обсуждение в качестве доклада заключение его книги «Беларусь как русская святыня». Первые четыре главы этой книги ранее были опубликованы на сайте «Западная Русь». В начале 2012 года эта книга,  уже в новой редакции, вышла из печати  издательства «Бонем».

В настоящее время вопрос о важности развития культуры нашего народа ни у кого не вызывает сомнений. В формальном смысле это бесспорно. Спорное начинается тогда, когда речь заходит о содержании национального развития.

«Нам надо закончить выработку белорусской идеи», – заявляют «национально-сознательные» историки, филологи и философы в Беларуси. Звучит, несомненно, патриотично. Но как обстоит дело с научностью? Парадокс состоит в том, что наша «национально-сознательная» интеллигенция абсолютно не понимает той проблемы, которую она взялась трактовать. Поясним.