Александр Романчук: "Религиозно-нравственные аспекты деятельности Иосифа Семашко"

Доклад священника Александра Романчука на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

Митрополит Иосиф, как главный инициатор и совершитель воссоединения униатов с православными, несет полную религиозную и моральную ответственность за исчезновение просуществовавшей на территории Беларуси 243 г. союзной Риму полуторамиллионной церковной общины. Никто из православных исследователей его жизни и деятельности не сомневался в нравственной чистоплотности личности и бескорыстии действий владыки. Сомнения в этом выражали некоторые современники высокопреосвященного из числа либерально настроенных общественных деятелей, высших российских сановников и даже высшего православного духовенства. Для католиков же и для тех, кто видит в унии национальную религию белорусов, высокопреосвященный Иосиф был и навсегда останется ренегатом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Алексий Хотеев: «Западнорусский вопрос в творчестве М.О. Кояловича».

Доклад священника Алексия Хотеева
на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

М.О. Коялович (1828-1891), уроженец Гродненщины, профессор русской истории в Санкт-Петербургской Духовной Академии, является одним из самых ярких представителей т.н. «западнорусизма»[1]. Как известно, это идеологические течение связывало исторические судьбы белорусов и малорусов с Россией. Начиная с 20-х годов прошлого века, стало традицией считать эту концепцию антинациональной, якобы отрицающей местную национальную культуру и ее право на независимое от России культурное и политическое развитие[2].

Лев Криштапович: «Какой дорогой идти белорусу»

Оргкомитет конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского «Западнорусизм: прошлое и настоящее» предложил Льву Евстафьевичу Криштаповичу вынести на обсуждение в качестве доклада заключение его книги «Беларусь как русская святыня». Первые четыре главы этой книги ранее были опубликованы на сайте «Западная Русь». В начале 2012 года эта книга,  уже в новой редакции, вышла из печати  издательства «Бонем».

В настоящее время вопрос о важности развития культуры нашего народа ни у кого не вызывает сомнений. В формальном смысле это бесспорно. Спорное начинается тогда, когда речь заходит о содержании национального развития.

«Нам надо закончить выработку белорусской идеи», – заявляют «национально-сознательные» историки, филологи и философы в Беларуси. Звучит, несомненно, патриотично. Но как обстоит дело с научностью? Парадокс состоит в том, что наша «национально-сознательная» интеллигенция абсолютно не понимает той проблемы, которую она взялась трактовать. Поясним.

Александр Киселев: "Вопрос о белорусском литературном языке в научном творчестве и публицистике А.С. Будиловича"

Доклад Александра Киселева на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»
18 апреля 2012 года с 17.00 до 19.30 состоится заключительное заседание в онлайн режиме.

Уроженец Гродненской губернии, сын православного священника А.С. Будилович (1846–1908) был заметной фигурой в русской славистике второй половины XIX – начала XX вв. Он первым в российской науке попытался решить «вопрос о праславянской материальной культуре и территории на основе языковых данных»[1]. Его перу принадлежат исследования церковнославянской книжности, генезиса литературных языков. Он сумел сделать административную карьеру: занимал пост ректора Юрьевского университета, был членом совета Министерства народного просвещения. Ученый активно занимался общественно-политической деятельностью. В частности, А.С. Будилович был одним из издателей газеты «Окраины России», редактором «Московских ведомостей», входил в руководство славянофильских организаций Галицко-русского благотворительного общества, Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.

Всеволод Шимов: «Русь, идущая на запад»

Доклад Всеволода Шимова на первой конференции

памяти Игоря Вацлововича Оржеховского

«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

Современный западнорусизм: опыт критики

Западнорусизм как региональная белорусская идеология получил развитие в 19 в. и был ориентирован на существование белорусских земель в рамках Российской империи. Западнорусы всегда были лояльными российскими подданными, идея белорусской независимости была им чужда. Более того, идею государственного суверенитета Белоруссии традиционно отстаивали националистические силы, ориентированные на отрыв от России и уничтожение исторической памяти о русском прошлом этих земель.

Любовь Левшун: «Брестская церковная уния (1596 г.) как кризисный фактор в истории формирования белорусской культуры»

Доклад Л.В.Левшун на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

18 апреля 2012 года с 17.00 до 19.30 состоится заключительное заседание в онлайн режиме.

В белорусской научной, а еще более – в учебной и популярно-просветительской литературе сейчас весьма распространено представление о том, что национальная культура белорусов сохранялась прежде всего, если не исключительно, в униатской среде (А.И. Мальдис, С.В. Морозова, Г.М. Саганович, И.В. Саверченко, С.Сильвестрова и др.). При этом униатство представляется "национальной религией белорусов" и соответственно – одним из важнейших (если не главным) фактором белорусского этно- и культурогенеза в XVII–XVIII вв. Однако, при том, что невозможно и неверно отрицать действительно решающую роль Брестской унии в формировании белорусской нации, нужно, как видится, правильно расставить акценты и адекватно определить характер и, так сказать, «сверхзадачу» этой роли – заключалась ли она в самом деле в сохранении культурных традиций этих земель или оказывала какое-то иное воздействие на этногенетические и культуротворческие процессы. Оставляя в стороне чрезвычайно сложные для обсуждения без специальной на то подготовки богословские (церковно-канонический и экклезиологический) аспекты церковной унии 1596 г., обратимся к собственно культурологическому.

Александр Гронский: «Западнорусизм …»

Доклад Александра Гронского на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

Этот текст является публицистическим. Он не написан по строгим научным канонам, поскольку это как бы размышления вслух с приглашением к разговору на темы, которые не могут не волновать белорусское общество, да наверное, и россиян и украинцев.

В настоящее время к западнорусизму относятся двояко. Одни считают его позитивной, другие негативной идеологией. Обычно, эти утверждения чётко определяют идеологические предпочтения утверждающих, хотя можно встретить и тех, кто признаёт западнорусизм вредным для становления белорусской национальной идеи и самосознания, но находит в нём положительные моменты, связанные с борьбой с полонизацией.