ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Галицкая Русь прежде и ныне (Глава III, Части - II и III)

Предыдущее   
Все главы книги

Галицкая Русь прежде и ныне.
Исторический очерк и взгляд на современное состояние очевидца.

 

Глава III.

Борьба русских галичан с поляками за своё существование (1900 — 1906).

 

- Борьба за Станиславовскую гимназию. -

 




1900 -1 гг. русские галичане выступили с требованием учреждения для них большого числа гимназий с преподавательским русским языком, ибо 1760 учеников русской народности были принуждены учиться в польских гимназиях, как о том упомянуто выше. В 1901 г. русские галичане хлопотали об основании русской гимназии в Станиславове. Не смотря на то, что поветовая рада поддержала это ходатайство, а училищный совет и министерство признали его законным и основательным, сейм отклонил настоящее требование и не дал своего согласия.

По поводу этой и других резолюций сейма, как напр., закона о рентовых, русские послы решили не принимать участия в сеймовых совещаниях и оставили сейм. В июне 1902 г. русские послы снова внесли предложение основать гимназию в Станиславов. Министерство, с своей стороны, предназначило 2000 кор. для этой цели, надеясь на согласие сейма. Сам император, приезжавший в Галицию осенью 1903 г., выражал желание, чтоб сейм решил дело станиславовской гимназии благоприятно для русских галичан. Училищный совет выразил сомнение относительно наличности подходящих учительских сил. Вопрос о станиславовской гимназии стал предметом живого обсуждения всей польской и русской печати и живых толков среди русского и польского обществ.

Но сейм и в этот раз отклонил требование русских галичан. Русские послы второй раз покинули сейм и составили следующее заявление: «Сейм отклонил минимальное требование нашего народа, исполнения которого мы добивались в течение трех лет, которое имеет за собой аргументы... и ручательство из наивысших уст, —и отклонил его без существенного аргумента, во имя единственного мотива: ненависти к русскому народу и стремления остановить его культурное развитие.

Этот факт есть только одно из действий сеймовой политики, стремящейся к систематическому политическому обессилению и экономическому подавлению русского народа в Галичине, В виду того, что двухлетний опыт убедил нас слишком хорошо, что в этом сейме и при этом его составе нет и не будет для нас справедливости, мы, члены русского сеймового клуба, заявляем, что ни наша честь, ни честь русского народа не позволяет нам долее оставаться в этой палате, а поэтому мы оставляем этот сейм, слагая на представителей польского народа в Галичине всю ответственность за принуждения нас к этому шагу перед судом истории, славянства и всего цивилизованного мира, и заявляем при выходе из сейма именем целого народа громкий протест против того вашего насилия, которое представители польского народа совершили над братским русским народом.

С этим знаменем идем в наш народ, который нас сюда послал, остальное же зависит уже от него» 1).

Подписали: Олесницкий, Король, Могильницкий, Барвинский, Мазикевичь, Богачевский, Гурик, Барабаш, Останчук, Старух.

Второе удаление русских послов одобрил русский народ более чем на 650 народных собраниях. Избранные русские послы, вступая в сейм, передали Олесницкому заявление (30. IX). в котором они говорили, что занимают и далее «рѣзке и выразне становиско оппозиціи, на какомъ стояли мы доси и стояти будемо, поки большость сеймова не змѣнить своей дотеперѣшней политики супротивъ народу русского, доки не стане трактувати насъ, яко ровнорядныхъ себѣ представителей ровноправного въ Краю народа и не порозумѣе, що лишь въ полной справедливости супротивъ того народа есть можлива хосепна дѣятельность сейма для цѣлого Края» 2)...

Наконец сейм решил основательность учреждения станиславовской гимназии, которая была открыта в 1905—6 г., начиная с первого класса (свыше 100 учеников).

История одной станиславовской гимназии, за которую пришлось бороться целых пять лет (1900—1905) и русские послы двукратно слагали свои мандаты в руки избравшего их народа, доказывает, как тяжело и безвыходно положение галицко-русского населения по причине «ненависти поляков к русской нации». Следует вспомнить, что во время борьбы за станиславовскую гимназию учреждено простыми административными распоряжениями в одном 1903—4 г. новых 7 средних (3 гимн. - 4 реальные) учебных заведений с польским преподавательским языком!

 

- Борьба за улучшение доли русского крестьянина. -

(Стачка русских крестьян).




дновременно с борьбой за культурные требования происходила борьба за улучшение быта галицкого крестьянина, выразившаяся в стачке русских крестьян летом 1902 года.

Причина этого явления коренилась в крайней бедности галицкого населения. Галичина —страна, по преимуществу, земледельческая; земля дает пропитание галицко-русскому крестьянину.

Еще патентом 10 февраля 1789 г. (по переписи 1900 г. земледелием занимаются в Галиции 4. 906. 834 чел.) крестьяне сделались собственниками занятой ими земли. Па тех крестьянских землях тяготел лишь определяемый правительством в пользу помещика сервитут труда, а взамен него крестьяне имели сервитут в помещичьем имении, а именно: крестьянин получал из лесов помещика известное количество топлива и строительного материала, а, сверх того, имел возможность пасти свой скот на помещичьем пастбище.

Патентом 10 сентября 1782 г. правительство Иосифа II отдало все леса, принадлежавшие сельским громадам, в надзор и в управление помещикам, чтоб ограждать крестьянские леса от истребления. Но из этого патента и именно из права надзора помещики вывели право собственности, и стали считать не только леса, но и пастбища, луга и пашни, находившиеся в тех лесах, своею собственностью 3).

Когда в 1848 г. была уничтожена панщина, Русская Рада предостерегала относительно вредных последствий отнятия у крестьян лесов и пастбищ, ибо крестьянские наделы малы и их едва хватает на прокормление семьи; побочных же заработков у крестьян нет. Если крестьяне лишатся давних своих прав, естественно должно последовать общее их обеднение. В 1848 г. была назначена комиссия, которая имела определить размер вознаграждения помещикам за убыток, нанесенный им отнятием у них дарового селянского труда, а также крестьянского сервитутнaгo права на помещичьих лесах и пастбищах, и, путем соответственного вознаграждения, освободить имения крестьян и помещиков от взаимных повинностей 4). Помещики получили, напр. в Краковском округе 37, 762. 240 зри. а в львовском 56, 033. 037 зри. всего 93, 795. 277, как ипдемнизацию. Иначе были вознаграждаемы крестьяне, которым платили помещики несправедливо, так что крестьянин не мог уже пасти скота па помещичьем пастбище (должен был уменьшить количество домашнего скота), а за то получал несоответственное вознаграждение. Крестьяне начали процессы с помещиками (около 32. 000 процессов), отправлялись пешком в Вену с жалобами к императору, на что израсходовали около 15 мил. гульденов. И все же они были лишены лесов и пастбищ и должны были уплатить индемнизационный долг за панщину 93 мил. и около 15 миллионов за процессы 5).

В 1785 г. был введен закон о неделимости сельских земельных участков. Он был возобновлен в 1850 г. Но закон этот правительством был отменен, по предложению сейма, в 1868 г., и последствием было то, что крестьянский участок делился нескончаемо.

Если прибавить к тому недостаток просвещения и сельскохозяйственных сведений, вследствие чего галицко-русская почва дает почти третью часть того, что дает почва в Моравии или Чехии 6), то будем иметь главные причины обеднения вообще галицкого, а в особенности русского крестьянина, который, как ни дорога ему земля, вследствие нужды эмигрирует в большом количестве, высматривая и ища помощи и средств к жизни за океаном. В 1893 г. началась эмиграционная горячка в Бразилию, так что в 1895 г. отправилось туда 8142 лица. Много галичан уезжает и в Соединенные Штаты, ибо план Наумовича переселять галицких крестьян на Кавказ, вследствие его смерти (1891 г.), не осуществляется. Когда 1892 г. распространилась весть, что в России раздают землю, вышло из поветов подольских Збаража, Скалата и Борщова 6111 человек 7).

Бедственное экономическое состояние галицко - русского крестьянина, которое помещики в некоторых местностях использовали по-ростовщически, платя даже по 10—15 крейцеров за один день работы в поле, было главной причиной, вспыхнувшей стачки крестьян в Восточной Галиции. В июне 1902 г. крестьяне не хотели работать на помещичьих землях в 19 местностях, а в продолжении июля и августа стачка охватила 375 деревень; одновременно происходило 395 забастовок земледельческих 8).

Стачка крестьян не удалась. В 70% случаев стачники требовали 6 или 7 снопа, но совсем не были удовлетворены.

54% получило повышенную плату, но вслед за тем помещики начали покупать земледельческие машины и принимать на работу польских крестьян из Западной Галиции. Русские же крестьяне начали искать работы в Пруссии и в большом числе уезжают туда на работы.

Наконец, третья сфера, в которой приходится русским галичанам бороться тщетно — это сфера политических прав. Пренебрежение прав русского языка польскими властями, административными и судебными, пренебрежение русских праздников, во время которых польские власти действуют вызывающе относительно русских крестьян и пр., —все это обыкновенные жалобы в Галиции, но голоса интерпелляций русских послов в сейме и державной думе остаются без отклика.

В последнее время для русских галичан блеснула надежда на улучшение своего положения вследствие возникновения правительственного проекта выборной реформы в державную думу. Русско-японская война, вызвавшая во всей Европе живой интерес, тяжелый внутренний кризис по поводу вопроса венгерского—вот главные причины, которые принудили правительство выдвинуть в октябре 1905 г. проект уничтожения избирательных курий и введения общего непосредственного, тайного и равного права голосования.

Правительственный проект был принять с большим энтузиазмом всеми народами Австрии, и прежде всего теми, которые были обижены в политических правах. В день первого заседания парламента 28 ноября н. ст. 1905 г. произведены во всех городах и местечках громкие манифестации рабочих и пролетариата, которые выслали требования относительно удовлетворения нужд всех классов общества. В Галиции все вдруг зашумело, закипело. Русские галичане увидали себя уже близкими к осуществлению своих требований, столь долго предъявляемых в законодательном порядке о том, чтобы был изменен столь невыгодный и несправедливый для них выборный закон. Поляки же почувствовали, что, в случае проведения избирательной реформы, они потеряют хотя отчасти свое господство в Восточной Галиции. Обе главные русские партии: русско-народная и украйнофильская развернули широкую агитацию, устроили тысячи народных собраний по деревням и городам, поучали народ насчет важного правительственного проекта, было издано 5 брошюр о реформе: 2 русско-народной партией и 3 украинской, тысячи резолюций было послано президенту министров, бар. Гаучу; 2 февраля 1906 г. гор. Львов наполнился галицко - русским простонародьем, которое прибыло на воззвание «Русской Рады» и «Народного Комитета» на всенародный митинг. Везде был необыкновенный порядок, везде галицко-русский народ под предводительством своих послов и политических деятелей громко заявлял, что он жив, что он требует принадлежащих ему прав. Депутация русских сеймовых и парламентских послов под предводительством русских владык послала прошение галицко-русского населения самому императору и дождалась его приема.

Между тем, и поляки развернули бешеную агитацию против правительственного проекта, так как лишь партия людова и социалистическая отстаивали общий непосредственный, тайный и равный порядок голосования: все же другие польские партии, как консервативная (шляхта) и вшехпольская, видя, что не возможно совсем убить правительственный проект, требовали общего, прямого, тайного, но не равного выборного права и обеспечения польского господства в Галиции. Польские староства незаконно запрещали и разгоняли русские собрания, а вызывающее их поведение довело до того, что в Лядском была пролита кровь: было 4 убитых и 7 раненых. Чтоб помешать выборной реформе, коло польское, считающее себя опорой Австрии, за исключением немногих послов, голосовало в пользу предложения вшехнемцев Штейна и Шенерера, стремящихся открыто отторгнуть австрийские провинции к Пруссии и предлагающих выделение Галиции.

Не без трепетного страха приходится теперь галицко-русскому населению ожидать выполнения избирательного закона, который решит его судьбу, может быть, на долгое время.

На гал. русском небосклоне за последние шесть лет выдвинулись три главные требования, а именно: требование школ, которые обеспечили бы рост духовных сил народа и дали бы возможность развития местной культуре, требование улучшения экономического состояния гал. -русского простонародья и, наконец, действительного политического равноправия. Ни один из этих вопросов, глубоко затрагивающих гал. -русское общество, не смотря на многочисленные жертвы, не был разрешен, и они находятся в стадии настоящей борьбы, которая истощает самые лучшие силы русских галичан. Имеется Лишь одно доброе последствие этой ожесточенной борьбы—это подъем национального духа и патриотизма, это—привлечение самых широких кругов общества в сферу этой продолжающейся борьбы, в область народного труда.

Но, с другой стороны, галицко-русскому народу приходится выдерживать сильный напор поляков на Восточную Галицию, приходится бороться с насильственною полонизацией, которая, при общем содействии всего польского общества, все более захватывает русские деревни Восточной Галиции. Это, как говорят поляки, — «война за народ и землю».

Эту борьбу поляки ведут беспощадно, с крайним шовинизмом и нетерпимостью ко всему, что носить печать русского. Печатные польские органы, газеты, переполненные ругательствами, будут составлять со временем любопытный материал при оценке польско-русских отношений. Известно, что кто отличается большой нетерпимостью, тот больший патриот и может рассчитывать на благодарность польского общества. По этому поводу достаточно сказать, что проф. Львовского университета Станислав Гломбинский стал первейшей личностью в Галиции, именно на арене этой борьбы, после издания брошюры: «Zamach na Uniwersytet Lwowski». Он был избран послом в Венский парламент, в сейм и раду мейскую (городскую) во Львове.

Этот депутат, профессор-политик, дерзостно очернил гал. -русское крестьянство в державной думе перед форумом всего мира во время дебатов о стачках русских крестьян. «В то время, как русский крестьянин ленив, бездеятелен, постоянно жалуется на свою судьбу и на мнимые кривды, охотно слушает басни о разделе земли, нашёптывания о стачках и бойкотах — говорил этот профессор 9) —польский крестьянин работает со всею энергией для себя и своей семьи».

Как клеветал он в этом случае, можно заключить из того, что польский посол, гр. Войтех Дедушицкий, поспешил опровергнуть слова своего товарища и назвал русский народ «исполненным честности и терпения, привязанным к языку и вере так само, как польский» «Arbeiter Zeitung» же писала, что «речь п. Гломбинскаго была преисполнена такой ненависти к бедному русскому народу, что она может составлять знаменательную иллюстрацию к прославленной славянской взаимности».

Виновник удаления русских студентов из Львовского университета, проф. Кс. Фиялек, удостоился такой великой признательности со стороны польского общества, что за его геройский подвиг учреждена в его честь в Обществе Школы Народной (Towarzystwo Szkoły Ludowej) особый «fundusz imienia Ks. Fialka».

Польская молодежь празднует всякую национальную победу, одержанную—понятно в 10 раз большими силами торжественно, с песней легионов «Jeszcze Polska nie zginęła» на устах и с патриотической речью пред памятником А. Мицкевича, как между прочим, это было в марте 1906 г. Но все хотя бы несправедливейшие требования русских галичан считаются нарушением прав польского общества.

Во всех польских гимназиях Восточной Галиции религия для русских учеников преподается по-русски. В одной только гимназии львовской (III) русские ученики должны до ныне учиться закону Божию и слушать недельные науки (воскресные чтения) своего русского законоучителя по-польски. Число этих русских учеников значительно (78 и из этого числа лишь 18 признает себя поляками). После смерти Катихита в сентябре 1905 г. возник вопрос о том, чтобы ввести русский преподавательский язык в науку о религии, и с этой целью митрополичья консистория велела новому священнику преподавать по-русски. Казалось бы, что это законное требование русских галичан не встретит никакого противодействия со стороны поляков, которых собратья уже добились в России польского преподавательского языка в религии, настойчиво добиваются и в Пруссии. Польские газеты не находили и не находят слов презрения для русского и прусского правительства по поводу чуждого им языка в религии, называя это аномалией XX в., но относительно русских галичан приняли иные меры. Почти все польские газеты (за исключением социалистических) подняли адский крик и шум из-за того, что руссификуются (!) польские школы и польские дети (18—а 60 русских), что обрезываются (!) права польского языка. "Rzecz ta staja się jeszcze wstrętniejsza przez to, źe i nauki niedzielne wygłasza się tym uczniom po rusku» 10). Директор этой гимназии, посол Томашевский, с пафосом заявляет в Львовской городской Раде, что не пустит русского священника в зал, если он будет далее преподавать закон Божий по-русски. И это геройское заявление г. директора городская рада мейская приветствовала громкими аплодисментами с небывалым энтузиазмом.

Некоторые львовские купцы поместили кроме польских надписей и русские. Вдруг является патриотическая заметка в газете: «Nie pozwalajmy zatracać polskiego charakteru miasta, które podobno tak bardzo kochamy" 11).

Какой-то неизвестный патриот жертвует 1000 кор. на учреждение народной польской школы во Львове, с тою целью, чтоб задержать стремление русских галичан придать Львову русский характер 12).

Любопытно было видеть, как поразил поляков проект выборной реформы, который угрожал им в их господстве («stan posiadania»). Чтобы бросить подозрение на русских галичан, выражающих свои требования на народных митингах, «Słowo Polskie" печатало неимоверные известия о том, что русские Галичане намереваются «резать ляхов и евреев», а польский помещик, посол, Гневот для спасения угрожаемого «status possidendi» очернил во время бала перед самим императором русский народ, как стремящийся к коммунизму.

И много, много можно указать таких примеров, из коих лишь несколько приведено здесь для характеристики борьбы, в которой принимает теперь участие все польское общество.

Среди такого шовинистского настроения польского общества совершается предпринятая в больших размерах колонизация и полонизация Восточной Галиции. Колонизация мазурскими крестьянами происходила уже ранее, а именно усилилась в 1893 г. когда русские галичане начали переселяться в Бразилию. Но в огромных размерах она совершается теперь, после стачки русских крестьян в 1902 году. В этом направлении действует «Банк парцеляцийный», который преследует цели «парцеловат» имения помещиков в Восточной Галиции между мазурскими колонистами. Этот Банк согласно отчету за 1905 г. располагал: 

                                    основным капиталом.     213. 685. 35 кор.
                                      оборот его казны... 18. 646. 022. 14 кор.

Переделил он в 1905 г. 9 имений в 5. 218 моргов.

Со страхом приходится теперь ожидать того момента, когда войдет в жизнь закон о рентовых хозяйствах, который, несмотря на протест со стороны русских послов, получил недавно императорскую санкцию. Парцеляция помещичьих имений между крестьянами будет ведена областным банком. Правда, закон этот равносилен на бумаге как для поляков, так и для русских. Русские крестьяне будут в состоянии наравне с польскими добиваться займов на покупку земли в областном банке. Но при существующих обстоятельствах, каковы шовинизм польский и господство поляков в крае, имеется справедливое опасение у русских галичан, что мазурские крестьяне, поддерживаемые областными фондами, скоро наполнят Восточную Галицию и дадут ей—даже в деревнях—польский облик.

Для укрепления польского элемента в Восточной Галиции и полонизации галицко - русского крестьянства служат следующие средства: 1) Костелки и Каплички (часовенки) и 2) общества кулек рольничих (кружков земледельческих) и Общество Народной Школы (Towarzystwo Szkoły Ludowej). «Jeden lekarz nie wystarczy tu—пишет один помещик 13) после стачки крестьян в 1902 г. —zdaje mi się że co najmniej dwóch nam potrzeba. Pierwszym musi być całe społeczeństwo polskie — drugim wschodnio-galicyjscy wielcy gospodarzy»!

И действительно, в этом направлении действует уже целое польское общество, занятое одной мыслью: «ratować zagrożone wschodnie kresy». Первыми стражами польского господства в Восточной Галиции суть костелки и каплички. Мысль учреждения их поднял еще епископ-суфраган львовский, нынешний епископ краковский Пузына, который за время 1885—1894 гг. поставил более 100 каплиц 14). Дело его продолжает львовский архиепископ Ян Бильчевский и помещики, которые считают теперь своей святейшей обязанностью поставить, если не костел, то, по крайней мере, каплицу. В последнее время они умножились, как грибы после дождя, в Восточной Галиции.

Подобную полонизационную политику ведет Общество Школы Народной, учрежденное в 1898 г. Оно охватило уже своею деятельностью из всех 80 уездных округов всей Галиции 56 округов Восточной Галиции, учредило 692 читальни, 29 курсов анальфабетов (безграмотных) и 45 школ. Организация этого общества замечательна: в нем принимает участие все польское общество, ибо деятельность в лоне этого общества считается патриотическим подвигом, и оно не щадит своих жертв. Достаточно вспомнить, что в 1904 г. оно располагало следующими фондами:

             Zarząd główny... 255. 084 кор. 76 гел.
             Kola................... 228. 490   »     05  »
             Towarzystwo..... 363. 606  »      25  »  15).

Несомненно, деятельность этого общества была бы достойна подражания, если бы она не преследовала политики обезличения (ополячения) русского простонародья. В почти чисто русском Бродском уезде учреждено в продолжении четырех лет 11 польских читален. Филия же бродская приобрела за те 4 года 195 членов; доходы определились в 875 кор., расходы в 721. Прибавим к тому, что такую же деятельность развивает и «Общество кулек рольничих» (земледельческих кружков), основанное в 1881 г. и чрез газеты и книжки полонизирует свободно крестьян и укрепляет польский элемент в Восточной Галиции. Нельзя не заметить, что от этой тихой колонизационной и полонизиционной работы угрожает русским галичанам национальная смерть, которой может противодействовать лишь энергическая работа в таком же направлении со стороны самих русских галичан, но к несчастью при нынешних обстоятельствах она почти невозможна.

Очевидно, свое наступательное движение поляки хотят оправдать каким-либо образом, и говорят во всеуслышание, что целью своей патриотической деятельности они ставят лишь оборону национальных интересов своих собратий перед грозящей им национальной гибелью, перед русификацией.

81 мая и 1 июля 1903 состоялся польский митинг (wiec), чтоб обдумать средства охраны своих национальных интересов, говоря нашим языком, —своего господства в Восточной Галиции. В польском отзыве было замечено, что «возрастающие стремления, чтобы руссификовать польский народ в середних и восточных поветах, требуют энергичного отпора».

Русские независимые послы обеих партий издали в Вене 12 (25 мая) 1903 г. заявление, которое весьма характерно и ясно изображает нынешнее положение Галицкой Руси 16).

«Те слова («стремление руссификовать народ») —сказано в заявлении русских—выглядит как горькое издевательство над действительным состоянием вещей в Восточной Галиции. Русины в той от веков родной части края, хотя их там троекратно больше, чем поляков (64% русинов и 21% поляков) политично так бессильны, что принуждены, добивая всех своих сил, бороться о свою национальную жизнь, а к руссификации поляков, даже если б у них была охота, не имеют ни малейшей возможности. Все что имеет власть и влияние, находиться в руках поляков, (или держащих с ними жидов): большая поселость, богатшое среднее сословие, большинство интеллигенции, капитал, торговля, промысл, все не только автономичное, но и державное управление, влияние которого в Галичине необыкновенно громадно, все численные школы, почти все средние (29 польских и 4 русских), все выделовыи и почти все народные школы в городах— все и повсюду польское; даже сельские школы в чисто русских громадах не есть чисто русские, утраквистичные. —А уже в последнее время и того за мало, чем правительственные власти и соймовое большинство содействуют полонизации края, или что прямо-таки делают в полонизацийных целях; за мало пренебрежения русского языка в урядах и судах и т, д., против русинов взывают уже польское общество. К русским селянам и мещанам, которые перед годами вследствие римо-кат. пропаганды приняли латинский обряд, однако сберегли родной язык, говорят теперь польский ксендз, принужденный к тому своими властями, вместо по-русски, лишь по-польски и заставляют их ровно же лишь по-польски говорить. Где лишь в каком селе Восточной Галичины живет хотя бы наименьшее число римо-католиков, строятся костелы и призываются польские ксендзы и монашки для дальнейшей пропаганды, хотя в Западной Галичине весьма часто и несколько тысяч польских латинников не имеют в селе ни костела, ни священника. Польское «Towarzystwo Szkoły Ludowej» учреждает польские народные школы для ничтожных польских меньшинств в русских селах. Основное количество польских народных товариществ, будто для экономического поднесения народа даже в таких русских селах, где кроме двора почти нет поляков.

Из западной Галичины вызывают всё больше польских колонистов, которые поселяются на парцелованных дворских обшарах. Польский посол, местопредседатель центрального выборового комитета, и кандидат на презеса польского «Кола» д-р Козловский объезжает все русские поветы и организует всех поляков и русских перекинчиков против русинов. И при всем том говорится в отзыве польского «народового Комитета» о в несколько раз больших стремлениях к «русификации польскою народа».

Так перекручивать правду значит—плевать правде в лицо. То и принуждает нас указать на правдивое состояние вещей. При том ссылаемся на всех тех, которые хотя немного знают отношения в Восточной Галиции, тех же, которые не знают, просим убедиться воочию в правде.

Когда же польский комитет хотел—быть может—теми словами сказать, что считает Восточную Галицию польским краем, защиту же против дальнейшей её полонизации опасностью для Польши, в виду чего вызывает весь польский народ и все польские партии к подавлению той защиты, —то мы заявляем от имени всех русинов края, что Восточная Галиция была русскою, есть русскою и должна остатись русскою! »

Подписали: Юл. Романчук, Вас. Яворский, Д-р Андрей Кос, Д-р Мих. Король, Д-р Эм. Гладишовский, Ал. Барвинский, Д-р Евг. Олесницкий, Д-р Андроник Могильницкий, Свяш. Феодор Богачевский, Иосиф Бурик.

Вот как говорит современное стихотворение на тему об этой полонизационной и колонизационной работе поляков:

Наѣздникамъ на Русь 17)

Чому кружитъ ляцкій орле,
По-надъ русску хату,
Чому несешь въ русску землю
Польскую гакату?

Чи не знаешь свого гнѣзда,
Пяста и Кракуса?
Що тя вабить на Подолье:
Жиръ, или покуса?

Жиръ, несытый. Мы тя кормимъ
Кровію и тѣломъ,
Вже пять вѣковъ, ненасытный,
Въ вѣчность улетѣло...

Годѣ, алчный, жировати
Па подольскомъ поли,
Тутъ не мѣсто ляцкимъ орламъ,
Тутъ русски соколы!

Тутъ Русь свята, а не Польша,
Тутъ слава гремѣла,
Тутъ владѣли—царствовали
Сыны Владиміра.

Тутъ искони земля русска,
Земля Ярослава,
Тутъ лигала и вставала
Наша русска слава

Тутъ мы жили, жити будемъ
За ту землю мертву,
За пядь еи дано тысячъ
Русскихъ сердецъ въ жертву

Тому дармо посягаешъ
На ню Ляште-брате,
Мы не дамо, за нами
Богъ. За нами Русь мати!

 

------

1) Галичанинъ. 1903 г. 236.

2) Stenogr. Spraw. Sejmu krajowego. 1901. I стр. 11.

3) Свистунъ: Прикарпатская Русь подъ владѣніемъ Австріи. I, стр. 334.

4) Свистунъ: II, стр. 228—288.

5) Тамъ же. II, стр. 232.

6) Приводимъ статистическія данныя (изъ труда St. Studnickiego):

                   Чехія.      Галиція.

   Пшеница.........10,52         8,63

   Жито............10,35         13,94

   Ячмень..........15,38         8,69

   Кукуруза........18,35         18,21

   Бураки(свекла)..22,01         14,01

7) Wiadomości statyst. о stosunkach kraiow 1892. Zesz. 1—2. Эмигрировало:

            Русскихъ изъ Австріи.     Поляковъ изъ Австріи.

 въ 1903 г.    9.719 человѣкъ.            34.499 человѣкъ.

  » 1905 »     13.259 »                   50.785 »

 

8) Dr. Zbigniew Pazdro: Stayki rolno w Galicy i Wschodniej 1902 - 1903. (Wind. stat. T. XX. Z. I. стр. 49. 64).

9) Галичанінъ 1902 г., 236.

10) Słowo polskie. 1905. N. 497.

11) Słowo polskie. 1905. № 456.

12) Słowo polskie. 1905. 17/III.

13) Jan Rozwadowski: Ruskie bezrobocie 1902. стр. 110.

14) Jbidem. стр. 22.

15) Sprawozdanie Tow. Szkoły Ludowej za 1907. Krak. 1905.

16) Галичанинъ. 1903 н. 110.

17) Декламаціи съ иллюстраціями — Ивана Кума. Стр. 4—6.

 

Продолжение

Предыдущее   
Все главы книги

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 70 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте