Галицкая Русь прежде и ныне (Глава IV)

Автор: Автор неизвестен. Редакция К. Я. Грота

Предыдущее   
Все главы книги

Галицкая Русь прежде и ныне.
Исторический очерк и взгляд на современное состояние очевидца.

 

Глава IV.

Внутреннее состояние Галицкой Руси. 

I війдемо з політики туману
Що голова потуманила нам
Що подала Ляхах нас ув оману
I учням іх, сѣпакамъ козакамъ!
П. А. Кулишъ: Словце до земляковъ.

1. Галицко-русская интеллигенция. 2. Партии и их взаимное отношение. 3. Труд их в области просвещения: а) научное движение, б) просвещение народа. 4. Пособия областного сейма польским и русским просветительным обществам. 5. Экономические общества.

 

 

алицкая Русь во всех областях своей общественной жизни ведет впервые единодушно борьбу за свое существование. Всех воодушевляет лишь одно стремление—борьбой добиться прав или, по крайней мере, сохранить себя перед угрожающей волной польской стихии. Между тем, уже прошло пять лет, как борьба эта непрерывно продолжается и поглощает много жертв, а до осуществления самых основных, прав и жизненных требований галицко-русского населения еще очень далеко.

Имеет ли наша часть русской земли достаточно в себе сил, чтоб выдержать этот напор латинизации и колонизации, сохранит ли она заветы своих отцов или, может быть, ее ожидает погибель?

Силу галицко-русского населения составляет средняя интеллигенция: чиновники, адвокаты, врачи и, по преимуществу, священники. Большая часть этой интеллигенции вышла или прямо из простонародья или по крайней мере в трех-четырех поколениях принадлежала к нему. Отсюда ее характеризует и по крайней мере младшую её генерацию полный демократизм и любовь к простонародью. Все для народа и чрез народ—вот главный принцип, которым руководятся русские галичане, чтобы добыть народную силу через массы простонародья—посредством организации их и просвещения.

Состав этой интеллигенции представляется в следующих цифрах:

Студенты Львовского университета в зимнем семестре 1905—6 г.:

Русские         
856

Поляки
1601

Жиды
758

Общее число поляков Крак. и Львов. Унив-та.
около 3. 000, а с жидами свыше 4. 000

Из 856 русских студентов посещают факультеты:

Богословский.  
296

Философский.    
219

Медицинский.  
13

Юридический.
328

Понятно, русские студенты посещают еще другие университеты в Кракове, Вене, Праге и пр., но число таких не больше 100, так что русская молодежь количеством своим стоит далеко позади польской.

Ученики средних учебных заведений (училища реальные и гимназии) 1):

 

Римско-катол.

Греко-катол.     

Жиды.

 

1890 — 1 года.    

7.853     уч.

2.255    уч.

2.326   уч.

1902 — 3     »

14.479    »

4.373     »

4.694    »

С начала 1904 г. было 5. 290 учеников русских, и из них 2. 769 посещало русские гимназии, а 2.521 чел. посещало польские гимназии. Выходит, что одна польская гимназия приходится на 120. 000 чел. населения польского, а одна малорусская на 800. 000 чел. населения русского.

Университетская молодежь группируется в своих студенческих обществах: русско-народной партии в обществе «Друг», украйнофильской в «Академична Громада». В народной жизни эта молодёжь принимает живое участие: в митингах, при открытии читален и т. д. и всюду дает толчок к живому национальному движению в гал. -русском обществ.

Утешительное явление представляет постепенное пробуждение национального самосознания и подъем умственного уровня у гал. -русской женщины, которая до недавно не выходила было из своего тесного семейного кружка. Впервые в 70 годах XIX ст. учреждено первое «Общество русских дам» (1878 г.) во Львове. Впоследствии их было учреждено более; явилась писательница и организаторша женского пола Наталия Кобрыньская. Живейшее женское движение совпало с разгаром борьбы в XX веке. 2 февраля 1903 г. появился отзыв группы предприимчивых лиц, в котором между прочем сказано следующее: «Многострадательная родина наша Червоная Русь переживает ныне лютое время внутренних и внешних невзгод. В этой тяжелой борьбе за свои священные права, за свое существование и свою народную душу, она не может рассчитывать ни на какую постороннюю помощь, но должна опираться только на свои собственные силы... Пора же, крайняя пора очнуться ей, червонорусской женщине, из векового сна, пойти в народную жизнь и вникнуть в ее суть и нужды, понять свои обязанности относительно родного народа и воодушевиться народно-русскими идеалами, изыскать пути и средства для саморазвития и самообразования и приняться, наконец, всей душой, всеми силами своими за сознательный народный труд». 12 марта 1903 г. состоялся съезд гал. -русских женщин и последствием его было основание «Общества русских женщин», которое с начала 1904 г. вошло в жизнь.

Не прошло и двух лет, а это новое юное общество может похвалиться уже добрыми делами и сказать себе, что пустые фразы к нему не относятся, что мысль действительно претворялась в дело. «Веночек», газетка для детей (3 кор. в год), выходящая 2 раза в месяц, школа кройки и шитья, пансион для бедных девушек—вот реальные плоды этого Общества, руководимого его инициаторшей и неутомимой председательницей Марией Лесковацкой, не говоря уже о нравственном его значении, о пробуждении им национального чувства и охоты к народной работе и косневшей до этой поры в невежестве гал. -русской женщины.

В этом направлении еще действуют во Львове «Общество русских дам» и «Клюб русских женщин» (украйнофильский). При них имеются: «Кружок русских девушек» (при Обществе русских женщин) и «Кружок украінских дівчат».

Правда, это движение обнимает, пока, небольшие круги, но оно все-таки подает надежду, что гал. -русская женщина станет в недалеком времени сознательной русской гражданкой и будет работать на поприще национального возрождения Галицкой Руси.

Эта-то интеллигенция ведет народное дело, борется за народные права, за поднятие гал. -русского простонародья из крайней нужды. Но несмотря на это общее стремление, имеющее своей целью благо народа, среди галл. -русского общества господствует во взглядах на национализм и будущность гал. -русского населения такое великое разногласие, что едва кто вступит в пределы Галиции, сейчас увидит, что этим, недавно к жизни пробужденным обществом весьма руководят различные стремления и идеи. Русских галичан прежде всего можно разделить на две группы: поклонников идеи единства всей Руси и мечтателей о свободной, независимой Украйне, отдельной от польской и «московской». Первые считают себя членами русско-народной партии, вторые же причисляют себя к партии украйнофильской.

Возрожденная Галицкая Русь очутилась, как мы видели, между сознанием своего национального единства с прочим русским миром и стремлением правительства ввести Галицкую Русь в русло австрийской политики и или совсем порвать всякие нити, связывающие ее с державной Русью (в этом случае австрийские чиновники считали и хотели считать русских галичан частью польского народа), или, по крайней мере, сделать галицко-русское движение безвредным для Австрийской империи, но опасным для соседнего государства.     

На почве этого противоречия между государственной идеей и инстинктивным, впоследствии же вполне сознательным стремлением передовых деятелей Галицкой Руси развились в ней еще слабой и в высшей степени податливой на влияние правительства, два течения, которые, несмотря на различные видоизменения, волнуют Галицкую Русь доныне. Полвека работает Галицкая Русь над вопросом на первый взгляд платоническим, но, однако, имеющим великое значение: существует ли единая неделимая Русь или две совсем отдельные, «отрубныя». Вопрос этот только на первый взгляд кажется платоническим, ибо в сущности он должен решить, будет ли Галицкая Русь развиваться в тесной духовной связи с прочим русским миром, или она отчуждится от него в духовном, религиозном и пр. отношениях.

Защитники единства Руси или, лучше сказать, сторонники развития Галицкой Руси соответственно истории, составляют русско-народную партию, которую ее противники называют «святоюрской» (движение 1848 г. имело свой центр при кафедре св. Юрия во Львове), «старорусской» в противоположность «младорусской» (украйнофильской) партии, и наконец «москалефильской» (название это употребляют теперь как поляки, так и галицкие «украинцы»). Принципы, которые исповедует эта партия, опубликовала «Русская Рада» второй раз (первый в 1866 г.) 22/XII 1899 года. «Русско-народная партия в Галичине исповедует, на основании наукидействительной жизни и глубокого убеждения, национальное и культурное единство всего русского народа, а посему признает своими плоды тысячелетней культурной работы всего русского народа. Русско-народная партия в Галичине твердо убеждена в необходимости для русского населения Австрии образования и развития без разрыва связи с традиционными основами русского народа и верит, что только на культурно-исторической почве лежат пути к развитию и возвышению нашего теснейшего отечества.

Задача русско-народной партии состоит в стремлении и старании не только защитить русское население в Австрии от его национальных противников и от убийственного для русской народности и церкви социализма, но и путем просвещения самой себя и народа, в духе и направлении, указанных историей, развивать его национальные силы.

Принимая во внимание принадлежность русского населения в Галичине к малорусской отрасли русского народа, а также местные условия, русско-народная партия признает природную необходимость и целесообразность просвещать русское население в Галичине на его собственном гал. -русском наречии, не отказываясь однако от помощи, какую русскому народу в Австрии могут дать и действительно дают общерусский язык и общерусская литература, представляющие национальное и культурное выражение и сокровище всего русского народа»  2).

Червонороссъ, Великороссъ
Бѣлъ- и Малъ-Россъ—всѣ братья.
Насъ родила одна матерь,
Родна матерь—Русь свята!..
Но не дѣлѣмъ и мы ей

Родны братя и сестры,
Бо Русь одна, якъ Богъ одинъ
А не больше, не двѣ-три 3).

Вот главные принципы и мысль этой партии.

Положение русско-народной партии весьма тяжелое. С 1849 г. она находится в беспрерывной борьбе с правительством, поляками и своими собратьями. Когда в 1890 г. в сейме было брошено на нее подозрение в нелояльности по отношению к габсбургской династии, она совсем была оттеснена от школ, так что непосредственное влияние ее на воспитание молодежи было прервано. Любопытное свидетельство о том дал проф. университета Михаил Бобржинский, бывший вице-президент Рады Школьной Краевой, который, как посол, давал в 1901 г. реляцию о своей деятельности перед выборщиками и не замедлил при этом похвастаться плодами своей политики на посту вице-президента: «Я встретился с русским вопросом—говорит он 4) —как раз в то время, когда наместник Бадени прекратил прежнюю политику относительно русинов, преимущественно отпорную, и всю поддержку правительства дал народовецкой партии против москалефильства... Сообразно оценке русских отношений при замещении  официальных должностей и мест, выходящих из выбора, русины-народовцы получили решительный голос, первенство и поддержку. По указаниям Крабвой Школьной Рады было исполнено составление и издание всех русских книжек в чисто (!) русском языке (смесь польского), с научной терминологией в национальном (польским) направлении и духе... Плоды этой политики не пропали даром. Москалефильское направление, которое безусловно преобладало раньше в русском обществе, утратило свой перевес—даст Бог безвозвратно, —а новое поколение образуется и развивается в национальном направлении. Чего однакож мы не дождались—это тени, если уж не благодарности, то признательности за то, что мы сделали в пользу русинов (что за претензии (!) прежде всего у народовцев. Они сердятся из-за того, что мы безотлагательно не исполняем каждой их претензии... Не имея, кажется, доверия к собственному труду в национальной области, не желая терпеливо ждать его плодов, развития своей науки и литературы, они стараются придать ей оригинальность посредством отделения ее от польской, посредством внесения в нее антипатии, чтоб не сказать ненависти, ко всему, что польское. На Школьную Раду, а на меня в особенности падают громы, ибо школьных книжках мы не пропустили исторических фактовдоказывающих историческую связь Польши и Руси и не заполнили их описанием братоубийственных козацких войн... Но их национальное направление мы обязаны поддерживать из убеждения, что в дальнейших своих последствиях оно выгодно для державы и края» 5) ...

Эти искренние слова вице-президента, которыми он похвалился лишь пред своими выборщиками, характеризуют нам ясно политику польского правительства в Галиции и объясняют в полной мере отношение его к русско-народной партии.

Чтобы дать несколько свежих примеров того, с какими препятствиями встречается эта партия в Австрии, приведем ряд фактов. Учиться русскому литературному языку и писать на нем признается чуть-ли не государственной изменой. В 1899 г. два ученика черновицкой гимназии были исключены из всех галицких и буковинских гимназий, а 3 ученика из местной гимназии—за чтение русских книг и за распространение русского литературного языка 6).

В юбилейном торжестве в честь Пушкина, происходившем во Львове, приняли участие русские священники лично или посредством приветственных телеграмм. Администратор вдовствующего тогда греко-катол. Львовского капитула о. А(ндрей) Б(елецкий) привлек к ответственности этих священников в оправдание себя: 1) как они могли участвовать в чествовании схизматика? 2) как они, как русины, т. е. малороссы, могли чествовать россиянина, т. е. великоросса 7)? Львовское наместничество два раза отклонило устав Общества им. А. С. Пушкина, которое должно было открыть курс преподавания русского литературного языка для своих членов.

Но несмотря на чувствительные удары, нанесенные русско-народной партии в продолжение XIX в. правительством, поляками и собратьями из народовецкой партии, она существует уже полвека, дорожа своими народными святынями и непоколебимо стоя при своих убеждениях, развивается (в 1903 г. предпринята—главнейшее покойным О. А. Мончаловским—ее теснейшая политическая организация) и продолжает усердно работать над просвещением крестьянства. Будучи оттеснена от народных школ, она посредством бурс (в самом Львове есть три большие бурсы: Народного Дома, содержащая свыше 80 учеников, Ставропигийская и крестьянская Св. Владимирского Общества) распространяет знание русского языка и русской истории между молодежью и укрепляет ее в истиннорусском духе.

Вторую, украинафильскую партию составляют поклонники сепаратизма Южной Руси и Северной. Пережила она в продолжении полувека своего существования различные стадии развития, пока наконец не сформировалась в нынешнюю фракцию, стремящуюся к созданию «Украины без хлопа, пана и попа». Её члены стремились сначала развивать Галицкую Русь на почве местной галицкой, провозглашая принципом живой местный язык, обрабатывали его в духе воззрений правительства и поляков и в тесной связи с польским языком 8). До 1894 г. они были видным орудием в руках польских политиков, принимая на себя задачу, подобно ославленной «новой эре» 1890 г., действовать против «москвофилов». И эту драконовскую задачу украинцы верно исполняли с князем церкви, митрополитом Сильв. Сембратовичем, целые три года. Называла она себя партией народовецкой.

В эту-то деморализованную массу, выслуживающуюся у поляков и правительства, принципами которой были: «католицизм, связь с западом, лояльность не только по отношению к правительству, но и к полякам, и непримиримая вражда к России и «москвофилам», —массу, у которой головой был А. Барвинский, прославленный автор школьных учебников, имеющий теперь претензию к славе пионера цивилизации Галицкой Руси, личность ищущая выгод лишь для себя, —влили нового, более гуманного духа, хотя основанного на сепаратизме, но все-таки по крайней мере имеющего целью благо простонародья, всего народа, хоть и своеобразно понимаемое. Здесь деятелями на первом месте стоят М. Драгоманов и Мих. Грушевский, оба профессора из Киева. Первый из них работал среди галичан, желая найти здесь поклонников своих демократических идей, и исключительно выходя из этой точки зрения. К нему примкнули молодые члены «народовецкой» партии, как Иван Франко и М. Павлик, и создалась так. обр. радикальная партия. Второй, проф. М. Грушевский, был приглашен на новооснованную кафедру малорусской истории во Львове в 1894 году. С молодым жаром и необыкновенной энергией принялся он за осуществление своей идеи развития всего малорусского племени отдельно от прочего русского мира. Он оказался замечательным организатором, собрал вокруг себя молодые силы и при необыкновенном трудолюбии, редком между русскими галичанами, был в состоянии в продолжение десяти лет не только пересоздать в своем духе народовецкую партию, но—еще более— до известной степени вытравить из нее польско-державные пороки и подвигнуть ее к добыванию прав для гал. -русского населения. Поэтому личность этого профессора, несмотря на его сепаратистские идеи и убеждения, заслуживает признания. Когда на заседаниях университетского собрания профессоров польские профессора не дозволили ему говорить по-русски, он решил не принимать участия в этих заседаниях.1) Нынешней «национально - демократической» партией, которая возникла из слияния народовецкой фракции (М. Грушевскаго) с группой умеренных радикалов (Ив. Франко и М. Павлик) на съезде их 26 декабря 1899 г., руководят идеи Драгоманова и М. Грушевского, а выражением их является программа этой «национально-демократичной» партии от 1899 года.

«Идеаломъ нашимъ—гласитъ «водозва Народного Комітета»— повинна бути незалежна (независимая) Русь-Украйна, въ якой бы всѣ частины нашой націи з’еднилися въ одну новочасну культурну державу. Але всѣ наши политични, экономични и культурни здобутки повинни выходити на корысть цѣлого зачалу нашого народу, на добро широкихъ масъ: нашъ націонализмъ мусить бути наскрозь демократичный. Та поки осягнемо сей нашъ идеалъ: Русь- Украина «безъ хлопа и безъ пана», мусимо на грунтѣ теперешнихъ  водносинъ и въ рамкахъ австрійской державы працювати въ томъ напрямѣ, щобы здобути для нашой націи якъ найширшу автономію.

Що до россійской Украины—
1) Будемо поддержувати, скрѣпляти та развивати почутье національной едности зъ россійскими Украинцами, та змагати до вытвореня разомъ зъ ними культурной одноцѣльности.
2) Будемо середъ россійскихъ Украинцевъ поддержувати таки змаганя (стремления), котри ведутъ до перетворенія россійской державы зъ абсолютной и централистичной въ державу конституційно- федералистичну, оперту на автономіи народностей» 9).

Особую группу в составе украйнофильской партии составляют крайние радикалы под предводительством д-ра Трилёвскаго, которых основной идеей есть «Украина без хлопа, попа и пана», и фракция Ал. Барвинского с печатным органом «Руслан», стремлением которой есть: «заботиться о всестороннем развитии русского народа в Галиции, яко самостоятельной словенской народности, отдельной от польской и московской, и о вскреплении его сил во всех направлениях, на народных и на религийно-моральных основаниях». Это—калеки «народовецкой» правительственной партии, группирующиеся вокруг пионера Галицкой Руси и притом с польским лакейским направлением, Ал. Барвинского.

Таким образом, в составе украйнофильской партии образовались, начиная с декабря 1899 г., три главные фракции: 1) национально-демократическая (передовая партия) с ее кличем: «Украйна без хлопа и пана», 2) радикальная с кличем: «Украйна без хлопа, попа и пана» и 3) Барвинчуковская с кличем: «Украйна на католических началах и в связи с Западом».

В начале XX в., после завершённой группировки этой партии, все зашевелилось в Галиции. Покинуты названия «русский», «Галицкая Русь» «Червоная Русь», а водворились названия «Украйна» «украйнский». Молодежь, будучи (во время своего удаления) в университетах в Праге, Вене и т. д., подавала опровержения в чешские газеты, которые осмеливались называть эту молодежь «русскими студентами»: они-де не «русские студенты», а «украинские» («Narodni Listy» этого опровержения не приняли). Везде и на каждой странице галицких печатных органов ныне насчитываются десятки слов: «Украина, украинский» и т. п., словом в Галиции в начале XX в. водворилась «украинская» мода».

Не удивительно, что проф. Грушевский, уроженец Киева, центра Старой Руси, в этой названной поляками Украине преследует свою особую политическую цель и хочет расширить название «Украина» на всю южную Русь. Но русские галичане, которым Украина так же дорога, как Подолье, Волынь и т. д., дорожат и своим областным названием «Червоная Русь», древнейшим, чем название «Украины», и не так скоро переменят его на «Австрийска Украина» 10).

Этот новорожденный политический украинизм отличается крайнею нетерпимостью ко всему, что ему препятствует, что с ним не согласно. Поэтому, хотя он настроен против господства поляков в Галиции, однако считает своей не меньшей обязанностью резко выступать против всех, кто не мечтает о «независимой Украине без хлопа, попа и пана», и прежде всего и более всего против русско-народной партии, которая осмеливается утверждать, что галичане должны придерживаться одного корня русского. «Наши змаганя — говорится в их программе — мають противниковъ не только середъ чужихъ, але на жаль также середъ своихъ. Попередъ всего мусимо поборювати противни змаганя тихъ, що хочь належать до нашей спѣльности, нечують самостойность нашой народности и подъ покрывкою руского имени силуються вынародовити (!) нашъ народъ въ корысть московщины» 11).

Конечно, всякие стремления отдельных фракций в каждом обществе оспаривают себя взаимно. Точно так и украйнофильская партия в Галиции, желая распространить свое влияние на широкие круги, должна была наткнуться, не на одну преграду и препятствия и вступить в борьбу с другими партиями. Но подобное тому, что делалось в Галиции в первых годах XX в., не часто встречается у других народов. Как уже было отмечено, все оттенки украйнофильской партии поставили себе задачею преследовать «Москвофильскую партию». «Болячкою на нашім организмі есть москвофільство. Ся болячка не дастъ ся загоіти, іі треба вирізати и             випечи, інакше ваш організм народний безнастанно ярити меѣ ся, поки не дійде до цѣлковитого затроення». —Такой совет давала «Правда» еще в 1893 г. 12). Исполнить же его приняла на себя молодежь, цвет украинской интеллигенции в Галиции. Галицкая Русь в нач. XX в. представляла какой-то неимоверный образчик сумасбродства. За седовласыми стариками шла толпа студентов и ругала их: «кацап» и др. Студенты обеих партий порвали между собой дружеские отношения. Во время преподавания «украйно-руськаго» языка во Львовском университете студенты оставили аудиторию, заявив, что не хотят сидеть рядом с «москвофилами». Понятно, что профессор Колесса, хотя имел достаточно слушателей, оставил аудиторию, удовлетворяя этим требование «украинских» студентов. Целые страницы газет были переполнены взаимными ругательствами из-за местной политики. И все это чинилось во имя «будущей независимой Украйны без хлопа и пана», замечательно, что сумятица эта происходила в момент общей борьбы с польским господством в крае. К чести русско-народной партии надо сказать, что она даже в самый наибольший разгар борьбы не упускала своей главной цели: блага народа, нападки же опровергала бодро и с мужеством.

Между резолюциями, принятыми на общем собрании «Русской Рады» 29 мая 1902 г., находились, между прочим, следующие знаменательные постановления: (10) «Общее собрание, стоя непоколебимо на общенародной точке зрения и при убеждении, що несмотря на возникновение и существование партий в организме русского парода в Австро-Угорщине, мирное содействие существующих партий желательно, возможно и необходимо для успешной общенародной деятельности, для защиты народных прав, отстаивания народного достояния и дальших народных приобретений, сожалеет о том, що в так называемой национально-демократической партии захватили правление, печать и руководство крайние элементы, привели ту партию в просто хаотическое состояние и придают ее деятельности очевидно болезненное направление, угрожающее культурным падением русскому народу в Австро-Угорщине, направление, с которым не соглашается даже громадное большинство приверженцев той партии и которое побороть считает русско-народная партия своим священным долгом в виду русского народа.

Общее собрание полагает, однако, що теперешнее болезненное направление так называемой национально-демократичной партии лишь временно и що теперешнее ее состояние просто пароксизм, против которого в самой же партии последует надлежащая реакция со стороны более опытных и благоразумных элементов, который дорожат народным, спокойным, последовательным и успешным развитием своего народа. Тогда и лишь тогда можно будет опять думать о якой либо совместной общенародной акции с нац. -дем. партией.     

(11) признавая чрезвычайно трудное положение русско-народной печати в виду крайне грубого тона и диких выходок печати противных партий, свидетельствующих о полном одичании нравов и усиливших партийный антагонизм до небывалых, просто чудовищных размеров, общее собрание взывает русско-народную печать, при всей решительности и положительности речей, своим обычным спокойствием и беспристрастием содействовать умиротворению страстей, столь необходимому для успешной народной деятельности».

Борьба эта длится и доныне, хотя она происходит теперь внутри гал. - русского общества. Впрочем, депутаты обеих партий в сейме и парламенте составляют один общий русский клуб.

В последнее время взаимная партийная вражда несколько заглохла, нападки газет вдруг умолкли, так как приходится с напряжением ожидать последствий важной реформы выборной системы и охранять свои посты перед сильным наступлением поляков.

Обе главные партии, так расходящиеся в своих взглядах, работают, однако неустанно над просвещением и поднятием гал. -русской населения, конечно, каждая сообразно своей программе.

В настоящее время Львов—главное средоточие всей культурной, политической, экономической и т. д. жизни Галицкой Руси. Здесь, между прочим, находятся общества обеих партий, в которых объединяются интеллектуальные интересы многих граждан. Поддерживаемые пожертвованиями немногочисленной гал. -русской интеллигенции, общества эти удовлетворяют самым насущным потребностям духовной жизни гал. -русского населения.

Главные общества во Львове—следующие:

Русско-народной партии:

  1. Галицко-русская Матица учр. 1848 г.
  2. Общество им. Качковскаго.

1874 г. ).

  1. Пѣвческое общество «Муза».
  2. Общество русскихъ дамъ.
  3.       »                   »        женщинъ.

(1903 г. ).

  1. Русское Касино.
  2. Народный домъ.
  3. Ставропигійскій Институтъ.
  4. «Русская Рада» (полит. общество. 1871г.).
  5. Общество русскихъ студентовъ «Другъ».

Украйнофилской:

  1. Товариство наукове ім. Шевченко  (1873)
  2. Просьвіта. (1869).
  3. Пѣвческое общество «Боян»
    (1891).
  4. Клюбъ Русинокъ (1892).
  5. Руска Бесіда (1861).
  6. Товариство педагогічне.
  7. Общество студенческое «Академічна Громада» :
  8. «Народный Комітетъ» (политическое общество).

 

Печатные органы этих партий:

Русско-народной:

1) Галичанинъ (ежедневная гaзетa).

2) Русское Слово (еженедел.). (для народа).

3) Наука. (для народа).

4) Страхопудъ (юмористич. журнал)

Украйнофильской:

1) Діло. (ежедневная газета).

2) Руслан (ежедневная газета).

3) Свобода, Гайдамаки, Руска рада и пр. (для народа).

 4) Комаръ (юмористический журнал)

На научном поприще действовала «Галицко-русская Матица», старейшее общество, основанное в 1848 г. Издание его «Научный Сборник» отличался когда-то (1864) большим разнообразием научных статей. Не получая никакой поддержки для научных изданий от сейма, когда школы были отданы в руки народовецкой партии, вследствие недостатка сил научных и средств материальных не было у Общества возможности поддерживать это издание на надлежащей высоте. Преобразованное в 1900 г., Общество издает на литературном русском языке «Научено-литературный Сборник» (4 книги в год).

«Наукове Товариство им. Шевченка» представляет ныне выдающийся очаг научного движения в Галицкой Руси. Общество это было основано в 1873 г. во Львове на деньги, присланные из Украйны в целях содействия развитию малорусской словесности. Общество долго, не проявляло заметной деятельности. Впервые в 1892 г. оно принимает название «ученаго общества» (Наукове Товариство імени Шевченка) и начинает издавать научный орган «Записки». Самая коренная перемена в обществе наступила с прибытием в 1894 г. во Львов Мих. Грушевского на вновь основанную здесь кафедру малорусской истории. Избранный председателем («головой») Общества, он успел в течение первого десятилетия дать ему отличную организацию и, благодаря неусыпному своему труду и редкой энергии, поставить это общество на ту высоту, на какой оно теперь находится. Секций в нем три: историко-философская, филологическая и наук матем. -естественных и медицинских. Орган исторической и филологической секции «Записки», в которых печатаются диссертации из области малорусской истории, литературы и этнографии.

Доныне издано 69 томов Записок. В них печатаются преимущественно статьи по малорусской истории и почти все они принадлежат перу М. Грушевского (отчасти Франко и Студильского) и его учеников, работающих под его руководством в исторической университетской семинарии. Присылаются статьи и авторами (украйнофилами) из России. Кроме того, ежегодно издается один том «Збірник історично-філософічной секціи» (Сборник) и филологический. Здесь печатается предпринятый в больших размерах труд М. Грушевского: «Істория Украіни-Руси», и уже напечатано 5 томов, доведенных до XVI (в. второго издания вышло три тома и один по-немецки: Geschichte des ukrainischen (ruthenischen) Volkes. Leipzig 1906). Это серьёзный исторический труд. Он заключает в себе, кроме новых исследований автора, обстоятельный обзор всего, что сделано в этой области.

Из вышедших отдельных изданий заслуживают особенного внимания:

1)            Этнографічной Сбірникъ (Этнографическіе матеріалы).
2)            Жерела до істориі Украіни-Руси.
3)            Памятки Украінской мови і літератури.
4)            Часопись Правнича и Экономічна (Юридическій журналъ).
5)            Літературно-науковий Вістникъ (с 1898. Ежемесячный журнал).
6)            Руська історична Библіотека (по преимуществу переводы).
7)            Украінсько-руська библіотека (издает украинских классиков).

Благодаря «Науковому Товариству ім. Шевченка» поддерживается в Галиции и научное движение, хотя этому обществу приходится немало бороться с недостатком научных сил. Если бы в изданиях Товарищества было больше объективности, и они освободились бы от политической тенденции, которая замечается во многих издаваемых им сочинениях (теория отрубности «украинского» народа от великорусского внушает авторам везде искать аргументов для этой цели), то значение этого общества для Галицкой Руси и вообще для науки было бы, несомненно.

Для культурной истории Галицкой Руси большое значение имеет Библиотека, содержимая «Народным Домом» и доступная (с 1903 г.) для широкой публики: за время 1903—1905 гг. был значительный наплыв читателей в эту библиотеку, о чем свидетельствуют цифровые данные за этот период выдано 33. 404 книги. Библиотека посещается преимущественно унив. студентами и гимназистами. Библиотека имеет 52. 118 книг и брошюр в 81. 785 томах, рукописей 665, и располагает сочинениями по богословским наукам, истории и языковедению, особенно по славистике, австро-русской словесности и областной истории; недостает же ей новейших сочинений по законоведению, медицине и технике 13).

Кроме того, «Народный Дом» содержит «Археологический музей и естественный кабинет» (509 предметов). Пока это лишь только зачатки учреждений этого рода. Археологический музей имеется также при Ставропигийском Институте, а «Товариство» содержит библиотеку (около 7000 соч.).

Культурным потребностям гал. -русской интеллигенции имеет удовлетворить в будущем и малорусский театр, на создание которого собираются пожертвования. Замечательно, что сейм, который помогает польским театрам, давал на создание малорусского театра пособие в 300, 000 корон, но с такими тяжелыми и обидными условиями, что в устроенном малорусском театре хозяевами были бы одни поляки. Поэтому комитет по постройке театра сеймового пособия (выдаваемого из подлежащих областных фондов) не принял.

Книжных магазинов во Львове 2; они содержатся Сгавропигийским Институтом и Товариством, так что теперь уже нельзя жаловаться на затруднения в приобретении книг. Научное движение в Галиции является продуктом деятельности лишь незначительного круга лиц. Среди молодого поколения замечается большое рвение к науке и жажда к культурным новостям.

В настоящее время научное движение в Галиции почти всецело находится в руках украйнофильской партии, так как украйнофилы располагают университетскими кафедрами, и учащаяся молодежь работает под их руководством. Кроме того, лишь эта партия получает пособие из сейма, тогда как русско-народная партия на свои издания не получает ни копейки.

Но в области народного просвещения обе главные партии наравне развивают живую деятельность, которая, однако, еще не может и в самой малой части удовлетворить нуждам гал. -русского крестьянства.

40 летняя (с 1867 г.) деятельность Совета Школьного Краевого (Rada Szkolna Krajowa) не принесла заметной пользы всему населению в Галиции, но фатально отразилась на гал. -русском простонародии.

После переписи 1901 г. в Галиции всех анальфабетов (т. е. неграмотных) было 3. 437. 844 (выше 5 лет жизни), т. е. в сравнении со всем населением Галиции этого возраста: 56. 58%. На мужчин приходится 25. 55 % на женщин 31. 03%.

 

Поляков:

Русских:

анальфаб.

1. 413. 349 (41.4%)

2. 098. 584    (67%)

На молодежь обоего пола от 13—21 годов жизни приходится:

 

Поляков:

Русских:

аналфаб.

29. 1%

63. 2% (2 раза больше!)

Поляки, впрочем, возражают, что в данном случае виноваты сами русские галичане, ибо они имеют столько же школ народных, как я поляки, и доказывают правдивость своих слов цифрами:

В 1902-3 г. было народных действующих школ:

Польских

Русских

2. 131

2. 035

Но надо иметь в виду, что польские школы по большей части двух-трех-классные. Русские же почти все одноклассные. Далее гал. -русские дети должны обучаться польской грамоте, которой напрасно посвящается очень много времени, так как училищный инспектор-поляк, при посещении школ, обращает особенное внимание на то, умеют ли русские дети правильно говорить по-польски. Поэтому-то и явился такой громадный процент неграмотности среди гал. -русской молодежи в 13—21-летнем возрасте.

Два главных общества посильно действуют в интересах просвещения гал. - русского крестьянства: «Общество им. Качковского» (русско-народной партии) и «Просьвіта» (украйнофильское). Общество, им. Качковского, учрежденное в 1874 г. Иваном Наумовичем, просветителем Галицкой Руси, действует и поныне и уже имеет за собой большие заслуги. На знамени этого общества написан следующий эпиграф: «Молися, учися, трудися, трезвися» и во имя его Общество энергически работает. «Задача, которую общество себе поставило, есть расширять между русским народом в Австрии науку, любовь к праведному церковному обряду, религийность по правильному своему обряду, обычайность, трудолюбие, трезвость, бережливость» и пр.

Для достижения задачи общества служат следующия средства:

а) издание популярных, поучительных и дешевых книжечек и газет;

б) основание стипендиальных фондов для русско-народной учащейся молодежи;

в) основание бурс,

г)     »           читален.

В задачи общества также входят:

Публичные отчеты, музыкальные вечера, театральные представления и основание: обществ тверезости, земледельско-промышленных кружков, сполок молочарских (молочных ферм), ссыпов сбожа (складов зерна), крамниц и купеческих лавок (магазинов и лавок), пожичковых касс (сберегательных касс), доброохотных пожарных дружин и пр. Кроме того, Общество ежегодно устраивает во Львове для крестьян вольные курсы садоводства. В последнее время Общество завязало сношения с чешским «Господарским Союзом» и послало туда на первый раз пять крестьян на курсы земледелия, которые, наверное, в непродолжительном времени получат у народа доверие и несомненно послужат к приумножению сведений у гал. -русского крестьянина.

Для народа ежемесячно издаются книжечки, в которых помещаются статьи различного содержания: исторического, патриотического, юридически-экономического, медицинского и пр. В этом направлении действует и «Просьвіта» (учрежденная в 1869 г.).

Всех читален Общества Качковского и «Просьвіы» насчитывается около 3000, читальных касс до 250, складов хлеба около 150 и деревенских лавочек около 600. Число членов у обоих обществ до 17. 000 14).

Для народа обе партии издают также газеты, а именно: Русско-народная партия: «Русское Слово» (еженедельно) и «Наука». Украйнофильская всех групп: 1) «Гайдамаки», 2) «Свобода», 3) «Руска Рада», 4) «Хлопска Правда» (радикальная) 5) «Поступ», 6) «Миссионар» (изд. Василиан — направление клерикальное), «Наука и Розвага» (социалистическая).

Хотя деятельность этих обществ не может быть сравниваема с такими богато обставленными польскими обществами, как «Towarzystwo Srkoły Ludowej», «Macierz Polska», «Towarzystwo kołek rolnicznych», во все-таки, она представляла бы весьма утешительное явление, если бы русские галичане в эту область, по крайней мере, не вводили политики. К великому сожалению, и в этой области несчастная политика занимает если не первое, то весьма заметное место: узкопартийные интересы и взаимная вражда и здесь выступают постоянно, и тормозят важнейшую работу над истинным просвещением гал. -русского крестьянина.

Вообще, в галицкой литературе, и даже в научных рассуждениях везде резко выступает политическая тенденция, что самым пагубным образом влияет на общий уровень просвещения и культурности гал. -русского народа. Из виднейших современных гал. -русских беллетристов более известны: Ив. Франко и Василий Стефаник (правдивый художник в изображении тяжелой доли русского крестьянина), Василий Залозецкий, полное издание сочинений которого выйдет в непродолжительном времени на литературном, русском языке.     

Движение в литературно-научной области зависит, понятно, в большой степени от материальных средств. Интересны сравнительные данные о том, как помогает сейм польским и русским обществам, преследующим цели культурно-просветительной деятельности.

 

I.  Частным школам и воспитательным заведениям, сейм назначил на 1905 год пособия:

Польским:
60. 490 корон

Русским:
12. 200

II. Обществам для поощрения науки и просвещения:

Польским обществам:
118. 400 корон.

Из этой суммы Академии наук в Кракове 79. 000 корон

Русским:
32. 900.

 Из этой суммы Науковому Тов. им. Шевченко 11. 000 корон

III. Театрам:

Польским (в Кракове и Львове)
126. 696 корон

Малорусскому театру, содержимому «Русской Бесѣдой» 18. 500 корон

IV. Учреждениям художественным, музыкальным и др.

Польским
46. 600 корон

 

Русским:
Ничего.

Определено лишь 3500 кор., которые имеют быть Выделом Краевым и разделены между польскими и русскими обществами: «Lutnia», «Echo», «Harmonia» (польские) и «Боян» (русское общество).

V. Поддержание исторических памятников 15).

Польских
104. 140 корон

 

Русских:
500
 корон на реставрацию церкви в Латках и на реставрацию жидовской божницы в Жолкве 1000 корон.

Общая сумма сеймовых субсидий на просветительные цели

польских: 
456. 326 корон.

русских: 
64. 100 корон.


Вот в цифрах доброжелательство поляков к русским галичанам!! Припомним, что субсидии получает только украйнофильская партия, и то в некоторых случаях, притом с предупреждением, что субсидия будет выплачена лишь в том случае, если издания окажутся полезными и не будут содержать вредных тенденций (понятно: для поляков). Так, имеется такое предупреждение относительно «Просвіты», издания которой пересматриваются Выделом Краевым и уже после цензуры Выдела выплачивается сумма в 6000 корон.

Русско-народная партия не получает от сейма ни копейки как на свои издания, так и на научные и просветительные цели, почему ограничивается в своем бюджете пожертвованиями своих сочленов. В 1906 г. смягчилось политическое сердце поляков и они—о чудо! —определили Обществу им. Качковского, против которого в сейме многие годы не прекращались между русскими и польскими послами ожесточенные споры, —6. 000 корон! Все другие общества не получают, по-прежнему, ни копейки, хотя члены русско-народной партии также вносят податные оклады и всякие местные сборы, которыми располагает областной сейм почти исключительно для просветительных польских и «украинских» целей и потому, казалось-бы, имеют полное право пользоваться этими средствами на общественную пользу. Между тем, издания этой партии проявляют лишь один грех: признают единство всей Руси, отличаясь объективностью, беспристрастием и умеренностью в большей степени, чем украйнофильская партия.

Все стремления русских галичан должны быть, конечно, направлены к тому, чтобы поднять себя в экономическом отношении и добыть для себя нужные материальные средства, так как лишь с подъёмом экономического благосостояния возможна продуктивная культурно-просветительная работа независимо от доброй воли польского сейма. К сожалению, в этом отношении Галицкая Русь только положила начало. По исследованию д-ра Ил. Святицкаго 16) в 1902—3 году у Галичан работало 62 экономических общества, а именно: 53 кредитных, 8 торговых, 1 хозяйственное, 2 промышленных, 2 продуктивно-торговых и 1 страховое. Годовой оборот всех этих обществ достиг 26. 146. 639 корон при 24. 204 членах. Из этих обществ товарищество «Народная торговля» во Львове с 16 своими провинциальными отделениями имело наибольший годичный оборот. 6. 965. 883 корон.

Кредитное т-во «Днестер» во Львове......... 1. 599. 172 корон  с   2. 392 членами.

Т-во «Краёвый союз Кредитовый»............... 1. 477. 066    »

Т-во «Вера» в Перемышле…………………………. 1. 450. 321    »    с  1. 357    членами.

Задатковая (учетная) касса в Радымне........ 1. 064. 850  корон  с  1. 168 членами.

Страховое т-во «Днестер» во Львове............ок. 250. 000 страховых полис.

Итак, Галицкая Русь, несмотря на многочисленность своего населения (свыше 3 миллионов), располагает, однако, весьма небольшими наличными средствами и, в виду несравненно больших наличных средств, накопленных в руках поляков и евреев, она ужасающе бедна и бессильна 17).

Пора же образумиться русским галичанам и от внутренней «политики тумана» и ожесточенной взаимной борьбы перейти на путь реального плодотворного труда в экономическому подъёму своей страны, и таким образом обеспечить и свое политическое существование.

-----

1) Sprawozdania ck. Rady Szkolnej Krajowej o stanie  śkol średnich galicyjskich.

2) Галичанинъ. 1899 н. 287.

3) Иванъ Кумъ. Декламаціи, стр. 17 и 19.

4) Czas, 1901. n. 213.

5) Czas, 1901 n. 213.

6) Галичанинъ. 1899, н. 119 и 120.

7) Галичанинъ. 1899, н. 183.

8) Нельзя не вспомнить объ очень тенденціозномъ изображеніи руссконародной партіи проф. Грушевскимъ, который въ своемъ «Очеркѣ украин. народа» (Спб. 1904. ) пишетъ, что партія эта пользуется поддержкой польской шляхты, что она старается въ угоду ей вліять на народныя массы въ духѣ интересовъ шляхты! Это—ложь, которую проф. Грушевскій привелъ по своему политическому пристрастію! Которая изъ партій пользовалась до недавно поддержкой шляхты, проф. Грушевскій знаетъ прекрасно.

9) Программа напечатана въ «Дѣло» 1899. н. 128.

10) Такъ называетъ ее проф. Грушевскій (Литер. -наук. Вістник 1906, апрѣль. ).

11) Водозва. Дѣло. 1899 г. 288.

12) Правда 1893 за октябрь, стр 576.

13) Вѣстникъ Народнаго Дома.

14) Срв. Д-ръ Пл. Святицкій: Итоги культурно-національной жизни Гал. Руси въ 1903 году (Живая Мысль 1904, стр. 228).

15) Всѣ цифры заимствованы изъ: Allegatу do sprawozdań stenograficznych Sejmu Krajowego z II sesyi VIII Peryodu 1904 r. Al. 30—37.

16) См. Д-ръ Ил. Снятицкій: Итоги культурно національной жизни Галицкой Руси 1903 г. (Жишая Мысль 1904, стр. 295).

17) Тамь-же, стр. 296.

 

Продолжение

Предыдущее   
Все главы книги

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.