предыдущее - в начало главы - далее
3.6.Коронационные награждения духовенства белорусских епархий 1896 года
За два часа до кончины император Александр III потребовал к себе наследника и приказал ему тут же на террасе Ливадийского дворца подписать Манифест к населению Российской империи о восшествии на престол. Тот сказал: «Точно так, папенька!», – и скрепил своей подписью вступительный документ. Этот акт совершился 20 октября 1894 года. С непривычки молодой император Николай II в своей высокой должности несколько робел и путался, но потом освоился и стал увереннее заниматься государственными делами. Этому, несомненно, способствовало ближайшее окружение государя, постепенно напоминавшее ему о том, что власть его не только не ограничена, она имеет еще и предназначение свыше: «От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, – говорилось и в Манифесте, – перед престолом Его Мы и дадим ответ за судьбы державы Российской». Этот постулат документа – идеальный по простоте и удобству – Николай II сразу же вполне понял и оценил [59, с. 76–77]. Во многом благодаря этому, его вхождение в должность происходило поступательно и уверенно.
За Манифестом о воцарении следовало быть коронации. Совершалась она в первопрестольной Москве. Для государя, к тому же такого верующего, как Николай, коронация – день венчания с Россией – имела самое глубокое значение. Набожность для него – это еще и атрибут царской власти, коронование по старой традиции, пришедшей из Византии, снимало с царя все грехи. Более того, именно в Москве коронованием скреплялся союз Государя, его Государства и Церкви. Николай II понимал: Царь, Церковь, Государство – неразрывные понятия, и ни у кого из русских людей не могло ранее и мысли возникнуть рассматривать их отдельно. Царь – воля, Церковь – дух, Государство – тело, и все это вместе православное государство. Неразрывность этих понятий придавала устойчивость и стабильность могучему организму России, но вместе с тем повреждение одного из этих составляющих вело к глубокому кризису всей целостности, это хорошо понимали и враги России. Не раз во время своего царствования Николай II высказывал пожелание провести Страстную неделю в Москве. В Москве он праздновал годовщину победы над татарами и столетие победы над Наполеоном. Энтузиазм Москвы, с каким она готовилась к коронации и – позже, в 1913 году – отмечала трехсотлетие Дома Романовых, еще более утвердило Николая в его чувствах. Предпочтение, отдаваемое Москве, имело также и политическое значение: Москва воплощала старые традиции, традиции Святой Руси, тогда как Россия – империю. Кроме того, коронация в Москве увековечивала главенство «третьего Рима» над Петербургом. Николай чувствовал себя в северной столице не слишком уютно, ему больше нравились пригороды – военные лагеря в Красном Селе или Царское Село, где он жил в дальнейшем с семьей [122, с. 39–40].
Программа коронационных торжеств, назначенных на май 1896 года, была разработана обстоятельно. Составили ее министр двора И. И. Воронцов-Дашков, его товарищ (заместитель) В. Б. Фредерикс и обер-церемонимейстер К. И. фон дер Пален. Комиссия, в состав которой входили названные лица, была подчинена дяде молодого императора, московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу. Плодом усилий этой комиссии и были три основных документа, определившие порядок церемоний на протяжении трех недель: «Церемония коронации», «Положение об отпуске довольствия воинским чинам при командировании в Москву по случаю коронования ИИВ», «Расписание с 6 по 26 мая 1896 года», изданное Коронационной канцелярией [127]. Последней по согласованию со Святейшим Синодом были предусмотрены и мероприятия, касавшиеся участия Православной Церкви в предстоящих торжествах. В «Церковных ведомостях» – печатном органе Святейшего Синода – еще накануне коронации стали появляться редакционные статьи под рубрикой «Для чего восходят Благочестивейшие Государи на престол?». Тогда же здесь стали публиковаться «Высочайшие повеления» о порядке празднования дня коронования Их Императорских Величеств, Высочайше утвержденные 25 и 30 апреля 1896 года. В «Церковных Ведомостях» за № 18 от 4 мая того же года сообщалось «о закрытии заседаний Святейшего Синода в С.-Петербурге от 30 апреля 1896 года по случаю отбытия членов оного в Москву на торжество Священного Коронования ИИВ и об учреждении в С.-Петербурге временной Синодальной конторы».
Следует заметить, что как в столицах, так и в прочих городах страны предусматривалось проведение накануне коронования с 13 мая с 6 часов вечера) всенощного бдения во всех кафедральных соборах, а в день коронования, 14 мая. во всех кафедральных соборах и прочих городских и сельских церквах – Божественные литургии. Сразу же после произведения торжественного акта коронования во всех церквах империи должны были пройти благодарственные молебствия с колокольным звоном в продолжение трех дней. В тот же день в Москве, Петербурге и еще в 20-ти крупнейших городах страны (а не только в Москве) Министерство Императорского двора планировало устройство обедов для бедных их жителей. Горожанам представлялось право украшать и иллюминировать свои дома в день коронования и на последующие два дня, а вечером в день коронования разрешалось устройство народных праздников и гуляний. Все присутственные места (учреждения) закрывались на три дня.
В преддверии коронационных торжеств в «Церковном вестнике» от 20 апреля 1896 г. стали публиковаться сообщения о «Высочайших наградах» православному духовенству страны, включая и белорусские епархии. Первыми среди местного духовенства и церковности жителей (по епархиям) Высочайшим повелением «за заслуги, в статье 459 статута сего ордена изъясненное» орденом Св. Анны 3-й степени были награждены (по епархиям): Литовской – церкви села Гродзиска, Бельского уезда, Гродненской губернии, священник Василий Проневский; церкви села Вежной, Пружанского уезда, той же губернии, священник Иосиф Теодорович; Могилевской – церкви местечка Микулино, Оршанского уезда, священник Иоанн Терновский; церкви местечка Милославовичи, Климовичского уезда, священник Иоанн Лиоренцевич; церкви села Трипутина, Мстиславского уезда, священник Николай Стратонович; Троицкой церкви г. Горок, священник Петр Шимкевич; церкви села Беницы, Ошмянского уезда, протоиерей Иоанн Кудрицкий; церкви местечка Вязынь, Вилейского уезда, протоиерей Антоний Маковельский; Воскресенской гор. Дисны церкви священник Александр Грязнов; церкви села Дикушки, Лидского уезда, священник Виктор Плавский; церкви села Черневичи, Дисненского уезда, священник Вениамин Соколов; церкви села Бакшты, Ошмянского уезда, священник Иоанн Сидорский; церкви села Дукшты, Виленского уезда, священник Алексий Серебрянников; церкви села Лебедево, Вилейского уезда, священник Иосиф Моложавый; церкви местечка Дывина, Кобринского уезда, священник Фома Котович; Минской – Дукорской Петропавловской церкви, Игуменского уезда, протоиерей Григорий Шимановский; Долгской церкви, того же уезда, священник Симеон Кушлянский; Дмитровичской церкви, Борисовского уезда, священник Иоанн Минкевич; Полоцкой – Витебского Николаевского кафедрального собора священник Василий Говоровский.
14 мая 1896 года «Церковные ведомости» поместили на своих страницах «Высочайшие рескрипты» о награждении бриллиантовыми крестами и панагиями, украшенными драгоценными камнями двух митрополитов, пятерых архиепископов и двух епископов. Среди удостоившихся высоких наград был архиепископ Литовский Иероним (Экзепляровский). В государевом рескрипте на его имя говорилось: «Преосвященный Архиепископ Иероним. Приемле в Монаршее внимание прежние ревностные и плодотворные труды Ваши по управлению Тамбовской епархией и достойно ценя деятельность Вашу на настоящем новом поприще знаменуемую заботами о благоустроении духовноучебных заведений, об укреплении в детях истинных начал духовного просвещения и русской народности посредством церковно-приходских школ и о благополепном совершении церковных богослужений, Всемилостивейше жалую Вам препровождаемую при сем украшенную драгоценными камнями панагию. Поручая Себя молитвам Вашим, пребываю к Вам благосклонный – Николай».
В этот же день царским указом на имя Святейшего Синода состоялось возведение в сан архиепископа Мартиниана – епископа Таврического и Симферопольского, а также сопричисление к орденам Св. Владимира 2-й и 3-й степени, а также Св. Анны 1-й степени ряда иерархов Церкви. В частности орденом Св. Анны 1-й степени был удостоен по Литовской епархии – епископ Ковенский Христофор (Смирнов). Тогда же по представлению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева император пожаловал орден Св. Анны 3-й степени некоторым смотрителям духовных училищ: Мстиславского – Евгению Шпаковскому, Пинского – Петру Беляеву, а также учителю Гомельского духовного училища – Александру Беляеву. Ордена Св. Станислава 3-й степени был удостоен уроженец Гродненской губернии, профессор С.Петербургской духовной академии П. Н. Жукович, учитель Витебской духовной семинарии Иван Иваницкий, учители Виленского духовного училища Федор Покровский, Гомельского – Иван Александров, Литовской духовной семинарии Александр Омельченко, а также регистратор Минской консистории Степан Шимановский и архивариус Полоцкой духовной консистории Иван Пацолко.
За службу по епархиальному ведомству были отмечены среди прочих и священники белорусских епархий: Литовской: а) орденом Св. Анны 2-й степени – Виленской Свято-Николаевской приходской церкви протоиерей Иоанн Шверубович; Поневежской казанской городской церкви, Ковенской губернии, протоиерей Петр Омельянович; б) орденом Св. Анны 3-й степени – церкви села Ревятичи, Пружанского уезда, той же губернии, священник Александр Соловьевич; преподаватель Литовской духовной семинарии протоиерей Александр Гуляницкий. Минской: орденом Св. Владимира 4-й степени – гор. Минска, кладбищенской Марии-Магдалинской церкви протоиерей Иоанн Проволович. Могилевской: а) орденом Св. Анны 2-й степени – член Могилевской духовной консистории протоиерей Евфимий Бекаревич; Высоковской Свято-Духовской церкви, Оршанского уезда, протоиерей Михаил Чулицкий; церкви села Кошелево, Рогачевского уезда, протоиерей Феофил Савинич; б) орденом Св. Анны 3-й степени – гор. Климовичи, соборной Архистратиго-Михайловской церкви протоиерей Михаил Павлович; гор. Чаусы, Георгиевской церкви священник Александр Стратонович; церкви местечка Журавичи, Быховского уезда, священник Димитрий Чернавский; церкви села Рясны, Сеннинского уезда, священник Алексий Голыниц. Полоцкой: а) орденом Св. Владимира 3-й степени – настоятель Полоцкого Богоявленского монастыря, архимандрит Сергий; б) орденом Св. Анны 2-й степени – гор. Витебска, Спасо-Преображенской церкви протоиерей Николай Соколов; гор. Витебска, Рынково-Воскресенской церкви протоиерей Феодор Заволоцкий; гор. Двинска, Александровского собора протоиерей Петр Белавин; гор. Лепеля, Спасо-Преображенского собора протоиерей Дмитрий Акимов; б) орденом Св. Анны 3-й степени – настоятель Невельского СпасоПреображенского монастыря, архимандрит Гамалиил; духовник Витебской духовной семинарии, священник Иоанн Бобровский; церкви села Нище, Себежского уезда, священник Иаков Игнатович.
За службу по военному и гражданскому ведомствам были награждены по епархиям и по ведомствам: по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства – орденом Св. Анны 2-й степени – протоиерей Виленской военно-Благовещенской церкви Зиновий Давидович.
Еще ранее, 14–27 марта 1896 года, по представлению епархиальных архиереев Святейший Синод определил наградить «подведомственных им духовных лиц ко дню Священного Коронования по белорусским епархиям»:
Литовской: а) палицею – Лидской Свято-Михайловской соборной церкви, Виленской губернии, протоиерея Иосифа Кояловича; б) саном игумена – исправляющий должность наместника и казначея Виленского Свято-Духова монастыря иеромонах Варсонофий; в) саном игумении – настоятельницу Антолептского Рождество-Богородичного женского монастыря, Новоалександровского уезда, Ковенской губернии, монахиню Алексию; г) саном протоиерея – церкви села Самуйловичи, Волковысского уезда, Гродненской губернии, священника Савву Кульчицкого; д) наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – казначея Супрасльского Благовещенского монастыря, Белостокского уезда, Гродненской губернии, иеромонаха Митрофана; церкви села Райска, Бельского уезда, Гродненской губернии, священника Андрея Сосновского; церкви местечка Бездеж, Кобринского уезда, той же губернии, священника Александра Кадлубовского; церкви села Молодово, того же уезда и губернии, священника Антония Саковича; церкви местечка Ружаны, Слонимского уезда, той же губернии, священника Иллариона Дедевича; церкви села Ольшева, того же уезда и губернии, священника Иллариона Кадлубовского; Дисненской Воскресенской церкви, Виленской губернии, священника Александра Грязнова; церкви села Орехово, Брестского уезда, Гродненской губернии священника Василия Ситкевича; церкви села Малоельня, того же уезда, священника Николая Базилевского; Бельской Воскресенской церкви, Гродненской губернии, священника Ипполита Концевича; церкви села Юровляны, Сокольского уезда, той же губернии, священника Александра Тарановича; е) камилавкою – церкви местечка Крон, Трокского уезда, Виленской губернии, священника Алексия Богтюжского: церкви села Иже, Вилейского уезда, той же губернии, священника Матфея Клопского; церкви местечка Воложин, Ошмянского уезда, той же губернии, священника Михаила Плисса; церкви местечка Биржи, Поневежского уезда, Ковенской губернии, священника Василия Павского; церкви села Покры, Брестского уезда, Гродненской губернии, священника Иоанна Щербинского; церкви села Олекшицы. Гродненского уезда и губернии, священник Льва Ковалевского; церкви села Щитово, Бельского уезда, той же губернии, священника Льва Говорского; Александро-Невской соборной церкви гор. Пружаны, Гродненской губернии, священника Ипполита Гомолицкого; церкви села Мокрое, Пружанского уезда, той же губернии, священника Игнатия Смольского; церкви местечка Озерница, Слонимского уезда, Гродненской губернии, священника Александра Головчинского; церкви местечка Косово, того же уезда и губернии, священника Онуфрия Ступницкого; церкви местечка Шиловицы, того же уезда и губернии, священника Павла Синева; церкви села Торокань, Кобринского уезда, той же губернии, священника Николая Скабаллановича; Вилейской Свято-Георгиевской церкви, Виленской губернии, священника Сергия Шестова; Брестского Симеоновского собора, Гродненской губернии, священника Николая Сцепуро; церкви села Малоберестовица, Гродненского уезда и губернии, священника Павла Страшкевича; СвятоНиколаевской церкви заштатного города Дрогичин, Бельского уезда, той же губернии, священника Иллариона Будиловича; церкви местечка Антополь, Кобринского уезда, той же губернии, священника Иоанна Гомолицкого; ж) благословением Святейшего Синода с грамотами – Виленского СвятоНиколаевского кафедрального собора диакона Владимира Круковского; Кобринской Александро-Невской соборной церкви диакона Стефана Филяновича.
Минской: а) саном протоиерея – города Минска, соборной Екатерининской церкви священника Феодора Миткевича; церкви местечка Столпцы. Минского уезда, священника Иоанна Янушевского; церкви села Юровичи, Игуменского уезда, священника Матфея Киркевича; церкви местечка Брашна, Речицкого уезда, священника Иулиана Мигая; б) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – церкви села Бродовка, Борисовского уезда, священника Евстафия Александровича; церкви села Любоничи, Бобруйского уезда, священника Лавра Спасского; церкви села Поповщина, того же уезда, священника Василия Мацкевича; церкви села Железница, Пинского уезда, священника Августина Цырилькевича; церкви села Морочи, Слуцкого уезда, священника Платона Горбацевича; в) камилавкою – гор. Речицы, Успенского собора протоиерея Василия Очаповского; гор. Бобруйска, соборной Николаевской церкви священника Иоанна Чудиновича; церкви села Синявки, Слуцкого уезда, священника Николая Мацкевича; церкви села Мстижы, Борисовского уезда, священника Анастасия Смолича; церкви села Озеры, Минского уезда, священника Петра Свирского; церкви местечка Петриков, Мозырского уезда, священника Петра Соловьевича; церкви местечка Снов, Новогрудского уезда, священника Стефана Ареня; церкви местечка Каленковичи, Речицкого уезда, священника Григория Малевича; церкви села Храковичи, того же уезда, священника Иосифа Лукашевича; церкви села Завшицы, Слуцкого уезда, священника Иоанна Боборыкина; г) благословением Святейшего Синода без грамот – гор. Минска, кафедрального ПетроПавловского собора протодиакона Павла Козляковского; того же собора диакона Иоанна Хлудковского; церкви местечка Кореличи, Новогрудского уезда, диакона Иоанна Жогу; церкви села Омельно, Игуменского уезда, псаломщика Симеона Талюша; церкви села Новоселки, Речицкого уезда, псаломщика Николая Ясинского; церкви села Вересница, Мозырского уезда, псаломщика Матфея Козюлича; церкви села Аздамичи, того же уезда, псаломщик Иван Шахно.
Могилевской: а) палицею – члена Могилевской духовной консистории протоиерея Феодора Демянцевича; б) саном протоиерея – Тупичевского женского монастыря, Мстиславского уезда, священника Порфирия Козеко; в) саном игумена – Могилевского архиерейского дома иеромонаха Поликарпа; управляющего Охорским Преображенским монастырем, Чериковского уезда, иеромонаха Тихона; г) наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым преподавателя Могилевской духовной семинарии иеромонаха Палладия; Могилевского кафедрального Иосифовского собора священника Иоанна Туторского; города Быхова, Преображенской церкви священника Иоанна Книжникова; церкви села Долгого Мха, Быховского уезда, священника Иоанна Саульского; церкви местечка Баево, Горецкого уезда, священника Савву Величко; гор. Климовичи, соборной Архистратиго-Михайловской церкви священника Павла Георгиевского; церкви села Трипутино, Мстиславского уезда, священника Николая Стратоновича; церкви местечка Любавичи, Оршанского уезда, священника Димирия Ноздровского; Микулинской СвятоТроицкой церкви, того же уезда, священника Иоанна Терновского; Лобановской Успенской церкви, Чериковского уезда, священника Феликса Литвиновского; церкви местечка Сухари, Чаусского уезда, священника Василия Щербова; церкви села Высокого, Могилевского уезда, священника Николая Шафрановского; церкви села Вылево, Гомельского уезда, священника Иоанна Шебеко; д) камилавкою – гор. Могилева, кафедрального Иосифовского собора священника Лавра Полубинского; церкви села Еремино, Гомельского уезда, священника Георгия Белобржецкого; церкви села Огородни, того же уезда, священника Иоанна Гашкевича; церкви местечка Петровичи, Климовичского уезда, священника Петра Суходольского; церкви села Солонага, Рогачевского уезда, священника Василия Слайчевского; церкви села Церковья, того же уезда, священника Захария Рафановича; церкви села Ходцево, Сеннинского уезда, священника Всеволода Романовского; гор. Черикова, соборной Свято-Троицкой церкви священника Виктора Валлийского.
Полоцкой: а) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – церкви села Сонно, Себежского уезда, священника Михаила Белинского; гор. Витебска, Николаевского кафедрального собора священника Андрея Хорошкевича; церкви села Дедино, Себежского уезда, священника Иоанна Кнышевского; церкви местечка Яновичи, Витебского уезда, священника Петра Гусаревича; церкви села Долосцы, Себежского уезда, священника Лавра Преферанского: б) камилавкою – церкви села Веляшковичи, Витебского уезда, священника Григория Нарбута; церкви села Забялы, Дриссенского уезда, священника Иоанна Жиглевича; церкви села Яссы, Себежского уезда, священника Виктора Блажевича.
Награждались священно и церковнослужители белорусских епархий и специальными наградами Синода (по епархиям): Литовской: а) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – законоучитель Виленской 1-й гимназии, священник Иоанн Волочкович; б) камилавкою – законоучитель Виленского учительского института, священник Николай Пашкевич.
Минской: саном протоиерея – гор. Минска, Екатерининского собора священник Феодор Миткевич; законоучитель Пинского реального училища, священник Владимир Заусцинский.
Полоцкой: камилавкою – законоучитель Полоцкого кадетского корпуса, священник Николай Околович. Наперсными крестами от Синода были награждены и полковые священники: Брест-Литовского крепостного собора священник Константин Филаретов и церкви 103-го пехотного Петрозаводского полка священник Авксентий Гуревич.
6 мая 1896 года, в первый день начала коронационных торжеств, император Николай II «удостоил награждение духовных лиц нижеследующими знаками отличия» (по епархиям, включая и белорусские):
Литовской: а) орденом св. Владимира 4-й степени – епархиальный наблюдателя церковно-приходских школ грамоты Виленской и Ковенской губерний, протоиерея Климента Смольского; б) орденом Св. Анны 2-й степени ректора Литовской духовной семинарии архимандрита Иннокентия; Пружанской Александро-Невской соборной церкви Гродненской губернии, протоиерея Николая Жуковича; церкви села Старо-Корнин, той же губернии, Бельского уезда, священника Ярослава Бренна; церкви местечка Бытень, той же губернии, Слонимского уезда, священника Наркисса Пешковского; в) орденом Св. Анны 3-й степени – церкви местечка Воложин Виленской губернии, Ошмянского уезда, священника Григория Андреевского; церкви села Сехновичи, Гродненской губернии, Кобринского уезда, священника Павла Петровского; церкви заштатного г. Новый Двор, той же губернии, Сокольского уезда, священника Иоанна Носковича.
Минской: а) орденом Св. Анны 2-й степени – настоятеля Пинского Богоявленского монастыря, архимандрита Иннокентия; гор. Новогрудка Николаевской соборной церкви протоиерея Иосифа Наревича; б) орденом Св. Анны 3-й степени – церкви местечка Холопеничи, Борисовского уезда, священника Иосифа Вержболовича; церкви села Любаничи, Новогрудского уезда, священника Григория Кезевича.
Могилевской: а) орденом Св. Владимира 4-й степени – ректора Могилевской духовной семинарии архимандрита Михаила; б) орденом Св. Анны 2-й степени – церкви села Юрцева Оршанского уезда, протоиерея Алексия Бекаревича; в) орденом Св. Анны 3-й степени – церкви села Козловичи, Горецкого уезда, священника Александра Валлийского.
Полоцкой: а) орденом Св. Владимира 4-й степени – гор. Витебска, Маркова Свято-Троицкого монастыря архимандрита Виталия; б) орденом Св. Анны 2-й степени – гор. Режицы, Рождество-Богородицкого собора протоиерея Василия Борисовича.
Наперсными крестами от Святейшего Синода, его благословением с грамотами, саном игумена, протоиерея камилавкой тогда же была награждена, пожалуй, самая большая группа священников (по епархиям):
Литовской: а) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – церкви местечка Голубичи, Виленской губернии, Дисненского уезда, священник Фавст Лечицкий; гор. Волковыска, Гродненской губернии, ПетроПавловской церкви священник Константин Павлович; церкви села Чемерь, той же губернии, Брестского уезда, священник Адам Рожанович; церкви села Верховичи, той же губернии и уезда, священник Феофил Павлович; церкви села Новая Воля, той же губернии, Белостокского уезда, священник Иоанн Родзяловский; церкви села Фастов, той же губернии и уезда, священник Василий Яхимович; церкви села Косной, той же губернии, Бельского уезда, священник Николай Левицкий; б) камилавкою – Свято-Покровской при Виленском Воспитательном доме «Иисус Младенец» церкви священник Александр Зверев; церкви села Груздово, Виленской губернии, Вилейского уезда, священник Николай Литвиновский; церкви села Старо-Шарковщина, той же губернии, Дисненского уезда, священник Димитрий Жданов; церкви слободы Александровской, Ковенской губернии и уезда, священник Александр Бирюкович; церкви местечка Рогово, той же губернии, Вилкомирского уезда, священник Константин Маевский; гор. Бельска, Гродненской губернии, Рождество-Богородичной церкви священник Александр Спасский; церкви села Вистицы, той же губернии, Брестского уезда, священник Леонид Колосов; церкви местечка Высоколитовск, той же губернии и уезда, священник Александр Скабалланович; церкви местечка Шерешево, той же губернии, Пружанского уезда, священник Иосиф Кунахович; церкви села Бульково, той же губернии, Кобринского уезда, священник Платон Кескевич; церкви села Береза, той же губернии и уезда, священник Александр Кендысь; церкви села Вороцевичи, той же губернии и уезда, священник Иосиф Главинский; церкви села Новоселок, той же губернии и уезда, священник Платон Станкевич; церкви села Остров, той же губернии, Слонимского уезда, священник Василий Пашин; церкви села Девятковичи, той же губернии и уезда, священник Владимир Карский; в) благословением Святейшего Синода, без грамоты – гор. Вильны, кафедрального собора священник Евстафий Гроздов.
Минской: а) саном протоиерея – церкви села Житковичи, Мозырского уезда, священник Иоанн Чарнецкий; Лещенской Успенской церкви, Пинского уезда, священник Феликс Дружиловский; церкви села Храпино, того же уезда, священник Викентий Ярмолович; церкви села Дубновичи; того же уезда, священник Феодор Каминский; б) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – церкви села Дмитровичи, Борисовского уезда, священник Иоанн Минкевич; церкви села Поцеи, Слуцкого уезда, священник Александр Бартошевич; гор. Слуцка, Воскресенской церкви протоиерей Александр Шелепин; гор. Слуцка Георгиевской церкви священник Михаил Вечорко; церкви села Поручино, Новогрудского уезда, священник Иосиф Квятковский; церкви села Барбарово, Речицкого уезда, священник Алексий Зморович; церкви села Лулинцы, Пинского уезда, священник Андрей Бернадский; Слуцкого уезда, Свято-Троицкого монастыря иеромонах Леонтий; церкви села Телядовичи, того же уезда, священник Матфей Поспелов; церкви села Зборска, Игуменского уезда, священник Платон Заусцинский; камилавкою – церкви села Божина, Игуменского уезда, священник Михаил Соловьевич; церкви села Пырашева Слобода, того же уезда, священник Павел Васюкович; церкви села Турин, того же уезда, священник Александр Смолич; церкви села Таль, Бобруйского уезда, священник Феодор Гахович; гор. Бобруйска, Николаевской соборной церкви священник Александр Добровольский; церкви местечка Говензы, Слуцкого уезда, священник Николай Рождественский; церкви села Скепиово, того же уезда, священник Николай Наркевич; церкви местечка Тимковичи, того же уезда, священник Александр Терравский; церкви местечка Любешово, Пинского уезда, священник Павел Таранович; церкви местечка Кожань-Городок, того же уезда, священник Николай Новицкий; гор. Речицы, Николаевской церкви священник Михаил Соловьевич; церкви села Микуличи, Речицкого уезда, священник Петр Козляковский.
Могилевской: а) саном протоиерея – церкви села Ровковичи, Рогачевского уезда, священник Иоанн Козловский; церкви села Черетянка, Гомельского уезда, священник Алексий Бржезинский; б) наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым – церкви села Рудица, Гомельского уезда, священник Георгий Бржезинский; церкви села Чигиринка, Быховского уезда, священник Павел Волочков; церкви села Старая Крупца, Гомельского уезда, священник Авксентий Соколов; церкви села Мошенака, Горецкого уезда, священник Петр Галионко; церкви села Святошицы, того же уезда, священник Димитрий Забелин; церкви местечка Тетерино Могилевского уезда, священник Иаков Корчак-Котович; церкви местечка Монастырщина, Мстиславского уезда, священник Иаков Лавровский; гор. Орши, Ильинской церкви священник Василий Лобов; церкви села Герасименки, Оршанского уезда, священник Константин Копаневич; церкви села Кичино, Сенненского уезда, священник Иаков Раковский; церкви села Голенеи, Чаусского уезда, священник Илларион Кострицкий; Белыничского Рождество-Богородицкого монастыря, Могилевского уезда, иеромонах Иоанн; в) камилавкою – церкви села Волчас, Чериковского уезда, священник Иоанн Попов; церкви села Ректы, Быховского уезда, священник Никифор Пославский; церкви села Хлебна, того же уезда, священник Марк Кириатский; церкви села Глуха, того же уезда, священник Аркадий Горбик; церкви села Браздетчина, Горецкого уезда, священник Иоанн Чудович; церкви села Старая Белица, Гомельского уезда, священник Петр Цитович; церкви местечка Хиславичи, Мстиславского уезда, священник Евстафий Барцевич; церкви села Репухово, Оршанского уезда, священник Владимир Потапович; церкви села Серокоротня, того же уезда, священник Фома Попейко: церкви села Добасна, Рогачевского уезда, священник Николай Чулкевич; церкви местечка Городец, того же уезда, священник Иоанн Керножицкий; церкви села Перелевки, того же уезда, священник Алексий Лукашевич; церкви села Полесье, того же уезда, священник Василий Ганкевич; г) благословением Святейшего Синода с грамотами – гор. Могилева, кафедрального собора протоиерей Иоанн Мигай; гор. Мстиславля, Николаевской соборной церкви священник Павел Квятковский; церкви села Литвиновичи, Рогачевского уезда, священник Николай Лепешинский; гор. Гомеля, Петро-Павловской соборной церкви священник Александр Свидерский; церкви местечка Буйничи, Могилевского уезда, священник Иоанн Богдановский; гор. Черикова, соборной Свято-Троицкой церкви протоиерей Александр Стратонович; гор. Могилева, Крестовоздвиженской церкви священник Платон Пясковский; гор. Могилева, законоучитель мужской гимназии, священник Павел Думаревский; духовник Могилевской духовной семинарии священник Михаил Якушевский; церкви села Болоново-Сельцо, Быховского уезда, священник Василий Голынец; наблюдатель церковноприходских школ и школ грамоты по Могилевскому уезду, священник Константин Жудро; гор. Горки, Успенской церкви священник Георгий Цитович; церкви села Бели, Чериковского уезда, священник Иоанн Цитович; церкви села Силичи, того же уезда, священник Димитрий Россовский.
Полоцкой: а) наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым – церкви села Мураги, Полоцкого уезда, священник Иоанн Пригоровский; церкви села Жеребычи, Витебского уезда, священник Симеон Гнедовский; церкви села Любашково, того же уезда; священник Василий Цытович; церкви села Усмынь, Велижского уезда, священник Павел Щербов; гор. Велижа, СвятоНиколаевской церкви священник Иоанн Попов; б) камилавкою – гор. Витебска, Успенского собора священник Иоанн Каленюк; церкви местечка Росицы, Дриссенского уезда, священник Петр Беляев; церкви села Горбачево, Полоцкого уезда, священник Иосиф Гобович; церкви села Мишкович, Городокского уезда, священник Иоанн Гнездовский; церкви местечка Чашники, Лепельского уезда, священник Николай Тараткевич; гор. Дриссы, Св.Николаевского собора протоиерей Евстафий Кушин; церкви села Козановка, Лепельского уезда, священник Феодор Никонович; церкви села Прудники Дриссенского уезда, священник Николай Пригоровский; гор.Витебска ПетроПавловской церкви священник Стефан Гнедовский; Полоцкий епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты, священник Нил Серебренников.
В ознаменование торжества Коронования и Священного миропомазания император Николай объявил Святейшему Синоду для соответствующих распоряжений по ведомству о «присвоении всем состоящим на службе иереям» монашествующего и белого духовенства, равно как и вновь рукополагаемым в означенный сан права возлагать на себя наперсный святой крест на серебряной или металлической цепочке как знак отличия иерейского сана. Было также приписано архиереям епархий «возлагать при хиротонии упомянутый крест, приобретаемый ставленниками на собственные их средства по утвержденному образцу»; воспрещалось ношение сего креста тем из иереев, как подвергнутся за проступки запрещению священнослужения, на все время запрещения. Здесь же давалось разъяснение, «что в случае награждения священника Синодальным крестом, или крестом с украшениями разрешалось ношение одного из трех означенных крестов». В «Церковных ведомостях» помещается и рисунок означенного иерейского креста с лицевой и оборотной сторон.
В дни коронации по представлениям епархиальных преосвященных Училищный Совет при Святейшем Синоде, за «особое усердие и ревность в деле благоустроения местных церковно-приходских школ» наградил книгой «Библия» от Святейшего Синода большую группу попечителей этих школ, их учителей, а также церковнослужителей. В их числе был по Литовской епархии: псаломщик Цицинского прихода Ошмянского уезда Виленской губернии Ипполит Андрушкевич [127].
Таким образом, в дни коронации императора Николая II священнои церковнослужители белорусских епархий были удостоены высоких наград императорской власти: орденом Св. Владимира 3-й степени – 1 чел.; орденом Св. Владимира 4-й степени – 4 чел.; орденом Св. Станислава 3-й степени – 10 чел.; орденом Св. Анны 1-й степени – 2 чел.; орденом Св. Анны 2-й степени – 20 чел.; орденом Св. Анны 3-й степени – 31 чел. Итого – 67 чел. Наградами Святейшего Синода были награждены: панагией (медальоном-иконой) – палицей (продолговатым куском ткани для ношения на поясе) – 2 чел.; саном игумена – 2 чел.; саном протоиерея (настоятеля церкви) – 13 чел.; наперсным крестом от Святейшего Синода – 67 чел.; камилавкой (головной убор цилиндрической формы фиолетового цвета) – 104 чел.; благословением Святейшего Синода – 9 чел.; книгой «Библия» от Синода – 1 чел. Итого – 197 чел. Всего – 266 человек.
Если исходить из того, что к этому времени в белорусских епархиях служило 2262 священнои церковнослужителей, то в дни коронационных торжеств высокие императорские и синодальные награды получил каждый восьмой служитель Православной Церкви. К этому необходимо прибавить грамоты и благодарности от лица местных архиереев. С учетом этого без внимания по делам службы на духовной ниве не остался ни один человек.
Награды, как форма поощрения, имели свое положительное значение. Они не только возвеличивали человека среди окружающих, вселяли уверенность в своих силах и возможностях, но и формировали как у награждаемых, так и их окружения уважительное отношение к властям, дарующим награды, к строю отношений, характерных для существующего государства. К примеру, лица, получившие ордена, приобретали право на потомственное дворянство. Награды поменьше давали право на получение более высоких должностей, повышенного жалованья и затем пенсию «по смерть свою, где бы ни находились».
О необходимости повышения статуса государственных наград неоднократно говорил в своих обращениях к АлександруIII обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. «Награды в последнее время потеряли истинную цену и приобрели фальшивую: так много их раздается во все стороны и без разбора. Без сомнения, легко и приятно раздавать награды щедрой рукой с мыслью о том, что делаешь много счастливых… Но право награждать налагает тоже нравственный долг на власть, раздающую награды. Послаблением в наградах можно произвести такую же нравственную распущенность, как и послаблением во взысканиях… Всякий, как бы ни был негоден, уже обижается, когда не получает наград. И награду дают человеку для того, чтобы не обиделся, наградою прикрывают в человеке дурное, негодное дело, когда хотят его обнаружить, награду дают, чтобы потешить человека». Судя по всему, в дни коронационных торжеств и в последующем император Николай II прислушивался к суждениям обер-прокурора.
Царские и церковные награды считались драгоценной реликвией и хранились в семьях духовенства и церковнослужителей особенно бережно, передавая их в наследство из поколения в поколение.