Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии в общественно-политической жизни начала XX века

 Ддепутат Государственной думы Российской империи I созыва католический епископ Эдвард фон Ропп

 

Одним из факторов, определившим своеобразие развития политической ситуации в Белоруссии  начала XX в., была католическая церковь, под покровительством которой образовалась первая краевая партия, претендовавшая на выражение интересов католиков - Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии  (ККПЛ и Б). Ее программа и деятельность носили оппозиционный, религиозный и националистический характер, сочетая в себе элементы либеральной и консервативной идеологии.

История православных приходов межвоенной Польши в показаниях литовского священника Евгения Насекайло.

Свято-Софийский собор — несохранившийся православный собор в Гродно.Жизнь православных приходов на территории, отошедшей после распада Российской Империи к ставшим независимыми странам, в особенности Польше, отличалась своими трудностями, сопряженными с обострением национальных противоречий и распространением процесса полонизации и окатоличивания православного населения. По поводу этих скорбных для русского населения процессов написана уже не одна исследовательская работа, в которых изучены многие аспекты этого сложного процесса, ярко вписывающегося в общую трагедию Православной Церкви в минувшем столетии.

Владимир Крупин "Марусины платки"

Совсем недавно подписчики получили очередной, шестой номер журнала "Новая Немига литературная" за 2016 год. Как всегда, в номере много материалов чисто литературного плана. Свои стихи выносят на читательский суд Валерий Хатюшин, Виктор Петров, Дмитрий Мизгулин, Иван Щелоков, Сергей Донбай, Владимир Силкин, Валерий Латынин Яков Шафран, Владимир Скворцов, Николай Головкин.  Публикуется продолжение романа Михаила Чванова "Серебристые облака".

Религиозно-оборонительные братства Украины и Белоруссии конца XVI - первой половины XVII вв. как институты православной церкви

При оценке идеологии и сущности деятельности украинско-белорусских братств конца XVI - первой половины XVII века большинство отечественных исследователей XIX - начала XX века настаивали на их исконно православном, иногда даже с оттенком ортодоксальности, характере. Во второй половине XX в. эти выводы оказались в значительной степени пересмотренными, и преобладающей точкой зрения стало мнение о тесной связи братской идеологии с идеями эпох Возрождения и Реформации.

Исторические источники по истории православных братств на территории Белоруссии во второй половине XVI - первой половине XVII века

Вильно. Гравюра ХVI в.

 

Православные братства были объединениями горожан для проведения совместных трапез, оказания помощи членам братства, поддержания патронируемого храма. В XV-XVI вв. разные формы контроля церковной жизни со стороны прихожан были православной традицией, нашедшей выражение в праве патроната. В польско-литовском государстве данное право служило источником конфликта между братствами и духовенством.

Храм Иоанна Предтечи в поселке тракторозаводцев

Минский храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

 

Небольшая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, некогда существовала в пределах нынешнего нашего города. Располагалась она на кладбище д. Большая Слепянка, неподалеку от современного здания гидрометеорологической обсерватории, на возвышенности, где еще и сегодня среди полузабытых могил растут одинокие сосны.

Русификация системы образования в Витебской и Могилевской губерниях (1830 - 1850 гг.)

Григорий Иванович Карташевский ( 1777 —  1840) педагог и чиновник. С 1829 попечитель  Белорусского учебного округа. В 1834 году по его инициативе создана Витебская учительская семинария — первое специальное учебное заведение на территории Белоруссии, готовившее учителей для приходских училищ.Со времени первого раздела Речи Посполитой, когда восточнобелорусские земли вошли в состав Российской империи, и до начала 30-х гг. XIX в. образовательная политика российского правительства в отношении населения этих земель менялась трижды, что было обусловлено изменениями статуса этих земель. Во времена Екатерины II за восточнобелорусскими землями был закреплен статус “возвращенных от Польши”, т.е. они считались исконно русскими (старо-русскими) землями, население которых в течение двух веков подвергалось полонизации. В периоды правления Павла I и, особенно, Александра I Витебская и Могилевская губернии рассматривались как “присоединенные от Польши” наряду с другими территориями, вошедшими в состав Российской империи в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой.