Продолжаем публикацию статей из историко-литературного сборника «Пряшевщина», вышедшего в 1948 году в Праге под общей редакцией И.С. Шлепецкого.
Тихий солнечный день. Шумят карпатские ели, журчат быстрые горные поточки, по долинам перекликается перезвон. Пятнадцатое июня.
Все было празднично, нарядно. В этот день среди зелени горных дебрей, на перекрестке дорог близь села Тополя разостлан живой многоцветный ковер — шеститысячный массив собравшихся крестьян. Смотришь и любуешься, и не налюбуешься.
Народ — крестьяне, рабочие и интеллигенты, во главе со своими верховными представителями — Национальным Советом Пряшевщины (НСП) — собрался у подножья Карпат, чтобы в селе, где родился батько Духнович, воздать честь ему и памяти его в потомстве, чтобы заявить, что народ исполнил его завет: «оставил глубокий сон».
По долине несутся сладкие звуки молитвенного пения. Старенький священник отец Фирцак из Збоя служит литургию. Еще последний «аминь» звучит эхом в горах, народ в праздничном вышивном платье плывет по горной долине к Тополю к тому гранитному камню, где написано: «Здесь родился А. В. Духнонич».
Конца и края нет народному потоку. У камня служат панихиду. У камня зам. председателя Общества имени А. В. Духновича Ф. Дуфанец говорит о том, кого вся Русь за Карпатами называет своим батьком — будителем, просветителем, борцом за народное право.
И снова торжественно, длинной чередой, по той-же извилистой долине народ идет на широкую поляну. Песня жаворонком вьется. Тут будет продолжение Дня Русской Культуры. На поляне разукрашенная трибуна, среди чехословацкого и советского флагов портрет Духновича. Он строил русское дело обруку со славянскими братьями, перекликался с Прагой и Львовом, писал для матушки Москвы историю своего племени. Через всю трибуну начертано: «Да здравствует дружба славянских народов! »
Красочными, цветистыми группами народ рассыплется по зеленому ковру поляны. Он отдыхает и подкрепляется.
Но вот поляна снова зеленеет, а пестрый цветник собирается у трибуны.
Инспектор народного просвещения И. Н. Прокипчак приветствует собравшихся от имени Окружного Просветительного Совета, от Русского Клуба (при райкоме НСП в Спине), от Просветительного Совета района Улич...
Мы никогда не украшали себя «чужим перьем», мы не требовали чужого, но за свое мы постояли до конца. Мы не сходили с пути, проложенного нашими народными борцами, и мы с него не сойдем. Но на пути мы и не остановимся. Перед ними радостная работа...
Духнонич учил нас, что из неволи может нас освободить только русская сила да славянское братство, - говорит председатель НСП В. В. Караман. Духнонич боролся за нас, а ныне мы честно боролись за Духновича. Невелико наше племя, но в борьбе с врагом оно заняло достойное место. Вместе с Красной Армией, вместе с партизанами, вместе с первым чехословацким корпусом ген. Л. Свободы пришло к нам освобождение...
- Слава Красной Армии! Слава Сталину! Слава Бенешу! — громовыми раскатами откликается народ, а на народный отклик звучит горное эхо.
В освобожденной Республике у нас желание одно: жить свободно и равноправно с чешскими и словацкими братьями, — продолжает Караман. Война смела над нами соломенную стреху, мы матерьяльно обнищали, но наш народ богат духовно и за себя постоит. Слава Лидицам и Лежакам, святой обязанностью правительства является вспомнить о десятках наших разрушенных сел и городов и, хотя бы с двухлетним опозданием, решительно прийти нам на помощь. Сейчас нет причин, чтобы нас не поняли, и чтобы нам не сочувствовали, как это бывало в прошлом... За свое будущее нам нечего бояться, наша цель ясна: что-бы ни случилось, мы будем форпостом на границах ЧСР и СССР, защищающим братское сожительство родных нам государств [1].
Начальник школьного реферата Пряшевщины В. В. Капишовский заявляет:
— Духнович дал нам первый букварь, а нынче двадцать шесть тысяч его соколят, двадцать шесть тысяч наших детей обучается в своей школе на родном языке! Нашего народа — малая горсточка, но она оказалась твердым гранитом: ее не раздавили века неволи. Теперь будущее нашей молодежи обеспечено.
- Нужно, чтобы наша молодежь росла в таких условиях и была воспитана в таком духе, чтобы в любое время она могла противостать каждой попытке сломить нас. Любите свой родной русский язык, с ним каждый и всюду пробьет дорогу. Любите свою родину, и она будет процветать, — призывает председатель Союза Молодежи Карпат д-р А. Сушков.
Поэт И. Н. Мацынский, председатель общества русских студентов «Возрождение» четко резюмирует речи на собрании:
— Кто нас, русских на Пряшевщине, не признает, тот является открытым врагом демократической Чехословакии. Самым важным и ближайшим заданием для нас является закрепить права нашего народа в конституции ЧСР. Каждый славянин, который не вредил Чехословакии, имеет право на свободу и равноправие в ее государственности. Мы хотим не только говорить, но и жить по-своему. Невозможного мы не просим, но мы заслужили того, чтобы с нами считались, как с равными.
Речи лились, речи текли, народ и его горная страна эхом отвечали им.
Но ведь это не конец программы!
На трибуну выступает хор городского русского училища в Снине под руководством композитора И. Подгаецкого. Тексты песен свои, народные, мелодии свои. Звенит наша русская песня. Выступают дети из села Збой под руководством учителя Хомы. Их сменяют выступления русской гимназии в Гуменном: танцуют «Катерину», «Гони ветер», «Смуглянку»... Ученик шестого класса И. Кимак рассказывает остроумную народную сказку. Народ смеется до слез, смех слышен с деревьев: это своеобразная галерка в природе, кто горазд влез на дерево, чтобы «лучше видеть и слышать».
— Видели вы своих детей? — спрашивает в заключение председатель Национального Совета Пряшевщины В. В. Караман — Знаете, как они учатся и чему? Это плоды свободной русской жизни в Чехословацкой Республике.
- Слава Республике! Наша Республика! — гремят голоса — молодые и старые разнопартийные и — единые.
Укрепленный в своем единстве и в своей правоте и силе народ собирается домой. С песнями расходятся ближайшие села. В грузовиках разъезжаются дальние гости. Полянка пустеет. Шумят ели, звонче голос потоков горных, а издалека слышится замирающая русская мелодия да рык автомобилей при поворотах на горных шоссе. Тополя отпраздновала. Молодежь все еще стоит на улицах и обсуждает — что было, что видели. Вечереет.
И безмолвно и многоглаголюще лежит в Тополе гранитный камень с надписью:
«Здесь родился А. В. Духнович».
Юрий Вир:
ДУХНОВИЧ
Ребятам в школе дал он книжку в руки,
Нам заповедал: светом тьму круши!
По «Книжице» учились мы: — Аз-Буки —
И утолял нам голод «Хлеб Души».
Своим трудом он поднял нас из праха,
Народ будил: оставь глубокий сон! —
И «Поздравление» — страницы альманаха
— Звучать нам будут до конца времен.
Народный гимн вручил, как завещанье:
Да будет нам обычай предков свят!
Года идут — Духновича «Вручанье»
Поют сто тысяч верных соколят.
Превыше всех богатств есть добродетель,
Чужое чти, но помни о своем, —
Так он учил, — народ тому свидетель:
Что он прорек — мы все теперь поем...
Не родилась такая в мире сила,
Чтоб певчий рот народа затворить,
Чтоб вырвала из сердца то, что мило,
И бросила пустое сердце жить!...
Духнович с нами в счастьи и недоле,
Мы с ним, как были наши предки встарь,
Доколе слово русское в Тополе,
Пока оратай трудится на поле,
И полонину сторожит овчарь!..
И. В. Прокипчак
1. Современного читателя не должны смущать восторженные словам автора репортажа в адрес Иосифа Сталина и национальной политики СССР и ЧСР. Эти строки были написаны в 1947 году, когда русины Пряшевщины еще надеялись, что их не коснется такая же горькая участь как их собратьев в польской северной части Лемковщины, где в 1945-47г., по согласованию с СССР и под руководством Никиты Хрущева, сначала была проведена насильственная депортация русинов с родных мест на территорию УССР, а затем операция геноцида оставшихся русинов под названием «Висла». Также напрасны были надежды русского населения Пряшевщины на хотя бы культурную автономию в составе Чехословакии, которая у них была в межвоенное время. Дело в том, что уже с 1948 года чехословацкие коммунисты по требованию своих советских товарищей и вопреки желанию населения, развернули насильственную украинизацию Пряшевщины. Ее итог был плачевен. Например, вместо 275 русских (карпаторусских) школ в 1948 г., к 1955 г. в Восточной Словакии осталось 245 украинских, а к 1966 — вообще только 68. Не считая себя украинцами и не имея для своих детей возможности обучения на русском языке, родители учеников, как правило, выступали за переход обучения на словацкий язык. Таким образом, украинизация не только внесла идейный раскол в русинское общество, но и значительно ускорила словакизацию края. Вся национальная работа среди «украинцев» Восточной Словакии сосредоточилась в руках т.н. Культурного союза украинских трудящихся Чехословакии (сокращенно КСУТ). К слову, наследники КСУТа действуют и сегодня. Почувствовав конъюнктуру, эта финансируемая Украиной организация в 90-х годах трансформировалась в Союз русинов-украинцев Словацкой Республики (СРУСР), ведущая агрессивную русофобскую пропаганду. Таким образом то что не удалось на протяжении столетий сделать австрийцам, мадьярам и полякам по дерусификации края за несколько десятилетий репрессивная машина большевизма. Подобная политика дерусификации с последующей полонизацией проводилась и на территории Белостокского воеводства, отданного Иосифом Сталиным Польше в 1946 году, в результате чего белорусское население там сократилось с 200 тысяч в 50-х годах до 40 тысяч по данным 2002 года. (примечвание редакции "ЗР").