Вопрос о ревиндикации православных церквей во II Речи Посполитой носил политический и религиозный характер. В католической среде доминировали неблагоприятные настроения в отношении православия. Появились требования ревиндикации православных церквей и постулаты уничтожения церквей-символов.
В юбилейный год 500-летия выхода в свет библейских книг, изданных Франциском Скориной в чешской Праге, поднимается немало спорных тем, связанных с белорусским первопечатником. Среди них особое место занимает вопрос о конфессиональной принадлежности Скорины.
В истории любой страны существуют персонажи, которые составляют пантеон национальных героев — победителей, борцов за независимость и т. д. Причём далеко не всегда эти исторические деятели являются героями на самом деле. Некоторые персонажи попадают в список великих исторических деятелей достаточно случайно.
Первое упоминание рода Дзержинских связано с 1632 г., когда в польских и литовских землях провозгласили нового короля Владислава IV (1632-1648). Задокументированным основателем рода правомерно считается поляк Станислав Дзержинский.
Выборы в Учредительное собрание явились одним из важнейших внутриполитических событий в России в 1917 году. По свидетельству многих политических деятелей того времени, эти выборы стали не только самыми демократическими в истории России, но и самыми демократическими на тот момент во всем мире. Особенность их проведения в России заключалась в том, что они проводились, во-первых, в период, когда страна вела Первую мировую войну, а, во-вторых, в непосредственно революционный период, когда в России была свергнута монархия и она стала республикой.
На территории Речи Посполитой великорусские старообрядцы появились в конце XVII - середине XVIII вв. (Земли, на которых они поселились, впоследствии стали неофициально называться Северо-Западным краем Российской империи). Причиной появления старообрядцев на землях польского государства стали религиозные гонения, которым «раскол» подвергался в Московском царстве и в Российской империи. С присоединение этих земель к Российскому государству для старообрядческих общин настали трудные времена. Уже с начала 20-х годов XIX в. правительство вступило на путь запрещения «публичных проявлений раскола».
Ко времени революционного слома в России на её просторах существовали различные виды национализмов. Среди них были как русский национализм, который потенциально мог охватить просторы всей империи, так и национализмы малых экнокультурных групп. Стоит отметить, что среди таких малых национализмов лишь два, по мнению российского исследователя В.А. Тишкова, могли претендовать на то, чтобы их можно было назвать полноценными национализмами. Это были финский и польский национализмы.
В 1925 г. отмечался двадцатилетний юбилей событий Первой русской революции. Это отразилось на содержании всей советской периодики. Не остался в стороне и журнал «Полымя». В нём были размещены воспоминания, описывающие события 9 января 1905 г. с Петербурге и баррикадные бои в Москве в декабре 1905 г.. Однако большинство авторов описывают события революции на белорусских территориях Северо-Западного края.
Война 1812 года обострила многие социально-политические и экономические проблемы на территории белорусских губерний Российской империи. Это обострение было в немалой степени обусловлено тем, что территория Беларуси оказалась в составе России буквально накануне Отечественной войны 1812 года в результате трех разделов Речи Посполитой. Обострились в период этой войны и межконфессиональные отношения, ибо, на территории белорусских губерний достаточно сильны были позиции католицизма и униатства.
В решении важнейших проблем проведения в жизнь Крестьянской реформы 1861 г., а именно — в способах ее осуществления на местах, в процессе выработки и принятия законопроектов, уточняющих и пересматривающих знаменитые «Положения 19 февраля», отразилось политическое противостояние различных сил внутри российского правительственного лагеря пореформенной эпохи. Эти дела рассматривались Главным комитетом об устройстве сельского состояния — высшим правительственным органом, отвечавшим за осуществление реформы 1861 г.
Преобразование судебной сферы во второй половине XIX века стало важной задачей для правительства Российской империи. Единое правовое пространство призвано было сплотить части большого государства. Важность и значимость судебной реформы определялись той ролью, которую призван был играть суд в новых, изменяющихся условиях. По существу, он служил двигателем преобразований институтов государственной власти, обеспечивающим защиту личных, политических, социальных, экономических прав и свобод граждан.
В Белоруссии периоду белорусской истории с конца XVIII в. до начала ХХ в. посвящено изучение истории в 9 классе. Российская администрация не старалась вести жёсткую политику на вновь присоединённых землях. Несмотря на достаточно гибкую имперскую политику, авторы учебника всё же ставят в укор российской администрации то, что местные жители могли работать в чиновничьем аппарате, но не имели возможности занимать должностей губернаторов, которые «занимали только чиновники, которые верой и правдой служили самодержавию».
Институт мировых посредников – специально созданное правительственное учреждение для проведения в жизнь аграрной реформы 1861 г. Согласно имущественному и образовательному цензу, мировым посредником мог стать, в большинстве случаев, только дворянин-землевладелец. Специфика белорусских губерний привела к тому, что большинство мировых посредников состояло из местного дворянства – польской шляхты, существовавшей на этих землях со времён Речи Посполитой.
Необходимо посвятить пристальное внимание клубку противоречий, связанных с отношением белорусского общества к интеграции вообще. Во-первых, мы должны учитывать то, что массовым сознанием интеграционные процессы воспринимаются как необходимость и даже неизбежность, при любом раскладе; правда, для одних позитивным представляется российский/евразийский вектор, а для других – евросоюзовский. Во-вторых, следует иметь в виду, что неизменно усиливается тенденция представить иллюзорную евроинтеграцию значительнее реального восстановления разорванных при «перестройке» вcесторонних связей с Россией.
Интеграционные процессы эпохи глобализации в современных социогуманитарных науках традиционно рассматриваются с «экономикоцентристских» позиций. Безусловно, экономико-технологический базис является важнейшей предпосылкой интеграционных процессов. Вместе с тем, не стоит недооценивать и фактор идентичности, основанный на представлениях об исторической, культурной, ценностной, цивилизационной общности народов и государств, вступивших на путь интеграции.
Установившаяся в Петрограде в ноябре 1917 г. новая атеистическая власть объявила беспощадную борьбу религии и церкви. Большевики предполагали в достаточно короткие сроки ликвидировать религиозные организации, в следствие чего должны были по их мнению исчезнуть и религиозные верования. Однако на практике резкие антирелигиозные атаки властей вызывали недовольство населения, а религиозность если и не имела количественного роста, то качественные показатели (искренность веры и готовность ее защищать, стремление к участию в жизни религиозных организаций и исполнению традиционных таинств) значительно превосходили дореволюционный уровень.