Феномен святости в истории карпатских русинов: Святой Максим Саидович (1886-1914) как символ карпато-русской идентичности

ib1903Статья посвящена жизни и деятельности одного из наиболее известных церковных деятелей Карпатской Руси в начале XX в. отцу Максиму Саидовичу, который активно боролся за возрождение Православия в самой западной части Карпатской Руси - на Лемковине в австрийской Галиции.  М. Саидович после начала Первой мировой войны был расстрелян австрийскими солдатами 6 сентября 1914 г. в г. Горлице.

«Мобилизация средневековья» как инструмент формирования представлений о славянском единстве

Svatodušní mše 12. června 1848Идея славянского единства получает взрывообразное развитие в конце XVIII-XIX вв. в связи с ростом национально-освободительного движения. XX век с двумя мировыми войнами, двумя Балканскими войнами, советско-польской войной и т. д., когда славянские народы оказались по разные стороны фронта, и кратковременным периодом существования национальных государств Восточной Европы (1918-1939) принес разобщение славянскому миру.

Распадалась ли древнерусская народность?

scale 1200Идея глубинной этнической общности тех, кого сегодня принято называть русскими, белорусами и украинцами, основана на представлении об их общем этническом предке – древнерусской народности. Отрицание белорусскими и украинскими националистами древнерусской народности носит сугубо идеологический характер и легко опровергается историческими источниками.

Ресурсы власти древнерусского князя: безальтернативность

Bilibin Boris and GlebВ ресурсы власти князей Древней Руси входило обеспечение их безальтернативности, что опиралось на особенности политико-правовой культуры исследуемого общества. Боярин никогда не мог сравняться с князем, что рациональными причинами объяснить невозможно: это наследие языческой старины. Чтобы достичь безальтернативности, древнерусские князья порой специально истребляли или изгоняли соперников, даже потенциальных.

История, власть и массовое сознание - норма и реакция на её нарушение в домонгольской Руси

Pskov VecheВ статье рассматриваются соотношения княжеской власти и соблюдения ею норм и обычаев в домонгольский период в X - первой трети XII в., реакции на их нарушения со стороны других князей, а также дружины, веча и церкви. На практике отношение князей к норме было из соображений выгоды, прежде всего учёта соотношения сил.

Исторические традиции попечения в Белорусской Православной Церкви

Foto 25 StorozovkaНа фоне ослабевающей роли православного духовенства в Западной Руси, вызвали в жизни такой феномен, как православные братства.  Они имели ярко выраженные задачи охранения православия и являются типичным примером религиозно оборонительных братств». Одной из важнейших задач братств также было устройство «шпиталя», одновременно являющегося больницей, приютом и богадельней.

Возрождение и развитие православных братств в Беларуси в 1863-1914 гг.

Первые православные братства (братчины) на территории Беларуси упоминаются с XII в. Наиболее активно они стали создаваться в XVI-XVII в. с целью защиты интересов православного населения Речи Посполитой. К началу XIX в. городские братства Беларуси постепенно исчезли. В «эпоху великих реформ» 60-х гг. XIX в. деятельность православных братств стала возрождаться.

Русские и греки в Мессине в 1800-1801

Hackert CataniaВ статье рассказывается о почти неизвестном факте, касающемся греческой общины Мессины и русского флота, который находился в Средиземном море во время наполеоновских войн. Россия выступала в качестве гаранта и защитника православных в западном Средиземноморье, осуществляя активную дипломатическую деятельность.

Деятельность православных церковных братств в Беларуси конца XIX - начала XX в.

Bohajaŭlenski1909На рубеже XIX-XX вв. деятельность братств была направлена, в первую очередь, на просвещение и укрепление православных в истинах веры. По мере того как росла численность братств и расширялась их деятельность, возрастало и общественно-политическое значение этих организаций.

Пограничный город Брест в межвоенный период

inx96Город Брест, который в настоящее время располагается на белорусско-польской границе, являлся в течение своего тысячелетнего существования частью различных государственных единиц. Представляя интегральную часть данных государств, город имел различные названия, направления: Берестье, Брест, Брест-Литовск.

Русская пресса и русские организации во Второй Речи Посполитой

 utes

Приводим обширный список русской прессы и организаций в межвоенной  Польше, которые полностью исчезли после "освободительного похода Красной армии" в 1939 году, когда все русские газеты и организации были ликвидированы НКВД и многие русские деятели были репрессированы.

«Хитер наш полешук». Русская пресса белорусского Полесья в составе межвоенной Польши как индикатор этнической идентичности.

gi 20794 Широкое распространение общерусской идентичности в этнически непольских восточных воеводствах межвоенной Полыни, населенных в основном восточнославянскими народами, были вынуждены неоднократно признавать польские власти, вопреки официальной трактовке данных областей как исконно польских.