Измены украинских гетманов: цели и смыслы

Автор: М.В. Жеребкин

На Переяславской раде 8 января 1654 года гетман Богдан Хмельницкий в своей знаменитой речи произнес слова, на которые мало обращают внимание, но которые в полной мере охарактеризовали не только состояние тогдашнего казацкого народонаселения, но и стали пророческими для всей последующей истории украинской или, как тогда говорили, окраинной территории. Предложение сделать выбор между четырьмя царями - турецким, крымским, польским и русским - он предварил таким словами: «Нам нельзя более жить без государя».

Хазарский этногенетический миф в системе этнических представлений украинской казацкой старшины в конце XVII - начале XVIII в.

Автор: Дмиртий Степанов

Kozak mamaj

В формировании этнического самосознания украинской казацкой старшины в конце XVII - начале XVIII в. особая роль принадлежала легенде о происхождении украинских казаков от хазар, или так называемому «хазарскому мифу». У появление этого старого мифа и современной украинской исторической мифологии о «великих украх» имеют частично сходные причины.

Румынизация или депортация? Судьбы славян и гагаузов Бессарабии и Северной Буковины в планах официального Бухареста. 1941-1944.

Автор: Петр Шорников

Romania 1941 1944 OKРежим, установленный правительством Антонеску в Молдавии и юго-западных областях Украины в июле-августе 1941 г., проводил дифференцированную национальную политику. Евреи, а затем цыгане были заключены в концлагеря и большей частью уничтожены. Молдаван захватчики объявили румынами, но обращались с ними чрезвычайно жестоко, как с этнически чуждым и политически враждебным населением. Положение русских, украинцев, гагаузов и даже болгар было ещё тяжелее. Они подвергались более жесткому национальнокультурному давлению. Если язык молдаван румынские власти третировали как «отсталый» и «мужицкий», то публичное использование русского и других языков оккупанты запретили. 

Восточные границы межвоенной Румынии (1918 - 1940 гг.): аспекты международного права

Автор: В. Макарчук, Н. Рудый

Romania 1919 1922 OKОдним из итогов Первой мировой войны стало увеличение территории Румынии более чем в два раза - с 131, 3 до 295 тыс. кв. км, а населения почти втрое - с 6,7 до 18 млн чел. Казавшиеся прежде невероятными приращения территории и населения Румынии стали реальностью уже в 1919 — 1920 гг. Часть приобретённых на Востоке земель Румыния утеряла по итогам второй мировой войны, но по всей видимости надеется опять их вернуть по результатам нынешнего Украинского кризиса.

Межэтнические отношения белорусов и поляков в условиях формирования новой государственной идентичности в 1921-1939 гг.

Автор: Никита Маркелов

3215Западная Белоруссия в первой половине XX в. испытала ряд социальных, политических и экономических кризисов, которые всякий раз приводили к изменению доминирующего культурного центра и влияли на взаимоотношения проживающих там поляков и белорусов. На протяжении указанного периода различные государства неоднократно предпринимали попытки присвоить данную территорию, навязав свои нормы взаимодействия.

И Карпаты, и Киев — ЗЕМЛЯ РУССКАЯ

Автор: Редакция "ЗР"

ROCMAS lapel pinБез всякого основания утверждают изменники русского народа «Украинцы», что земля от Карпат до Киева есть «УКРАИНА». И Карпаты и Киев — ЗЕМЛЯ РУССКАЯ и так записано в первой русской летописи. Русский народ состоит из трёх головных племен:  великороссов, малороссов и белороссов. 

ROCMAS - Календарь на год 1923

Идеологема «Большой русской нации» и складывание научно-православной концепции Брестской унии в конце XVIII - первой половине XIX вв.

Автор: Василий Вивчар

bmvХотя Русская Православная Церковь всегда считала униатов «раскольниками», по существу, «латинянами», официальное отношение светских властей к униатству, как и к католичеству, на рубеже XVIII-XIX вв. отличалось веротерпимостью. Лишь после антирусских восстаний государство перешло к более решительным мерам по защите православия в Западном крае. При этом оформилась православно-историческая концепция Брестской церковной унии, и идеологема о «большой русской нации».

«Западно-руссистское» понимание брестской унии М.О. Кояловича

Автор: Василий Вивчар

К середине XIX столетия белорусская нация еще находилась в формирующемся состоянии. Белорусы, не имевшие собственного дворянства и представленные в основном крестьянским населением, к середине века никаких национальных требований даже на уровне интеллектуальных элит не выдвигали. Более того, в среде интеллигенции белорусского происхождения зародилось такое сложное явление, как «западно-руссизм». Близкое к правительственной идеологеме о триединой «большой русской нации» и славянофильству, он стал вариантом российской точки зрения на белорусские земли, противопоставленной сформировавшемуся в ходе восстаний XIX в. польскому взгляду на прошлое и будущее этих территорий .

Украинский вопрос в середине XVII в.

Автор: Зварцев И.А.

В первой половине XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой. Население, проживающее на этих территориях, подвергалось национальному и религиозному угнетению. Официальным языком там был польский, а церковь - католической. Период с 1624 по 1638 гг. можно охарактеризовать как время казацких восстаний за расширение реестра, прав и свобод православного населения.

Украина на перепутье: казацкое государство в XVII в.

Автор: Кшиштоф Петкевич

LeSphinx1122011T145939Проблема казацкой государственности играет большую роль в украинском национальном сознании и принадлежит к темам, чаще всего поднимаемым украинскими историками. Господствует взгляд, что в 1649 г. завершилось формирование украинской государственной идеи, и это является большим достижением политической культуры народа. С этой точки зрения целью политики Хмельницкого было освобождение украинского народа, и эта идея, вопреки всему, осталась к концу XX в. в сердцах и сознании украинцев .

Гетманщина: особое казачье государство

Автор: Игорь Ерохин

RozvagПервоначально, Запорожская Сечь представляла собой буйную вольницу, организованную на принципах военного братства. Многие историки определяют этот тип организации как военно-духовный орден. Основной чертой организации являлась ее достаточная закрытость, что было связано с угрозами военного, экономического и культурного посягательства чужеродных элементов извне. В рассматриваемый период, о вопросах украинской государственности говорить не приходится вовсе. 

На исторических распутьях. К вопросу о социокультурном дистанцировании восточнославянских земель в XIV—XVI столетиях

Автор: Елена Русина

800px Witold Duke of Lithuania sealДавно уже стало трюизмом объяснять различия в ментали­тете, традициях, политической и духовной культуре восточ­нославянских народов разностью их исторических судеб: земли, населенные нынешними украинцами и белорусами, длительное время находились в составе Великого княже­ства Литовского, тогда как основной массив великорусских земель к концу XV ст. перешел под контроль великих московских князей.

«Отторженная возвратих»:разделы Польши и концепция собирания Русских земель

Автор: Александр Каменский

hCPIz2uuВ 1793 г. после второго раздела Польши в России была отлита медаль в память об этом событии с надписью: «Отторженная возвратих». Эта медаль является материальным воплощением политического дискурса, в рамках которого было дано идеологическое обоснование разделов Польши: Россия вернула себе некогда отторгнутые («исконные») земли. Однако как и когда сложился этот дискурс? 

Литовская Русь в XV в.: единая или разделенная?

Автор: Сергей Полехов

1867Первым крупным политическим конфликтом в Великом княжестве Литовском стало отпадение в августе 1401 г. Смоленска, где удалось восстановить власть Юрия Святославича. Причиной этого конфликта стало сохранение не просто традиций самостоятельности, но и их носителя - представителя смоленской ветви Рюриковичей. Практически одновременно с отпадением Смоленска разгорелся еще один конфликт, в который оказались вовлечены правящие круги не только ВКЛ, но и Польского королевства. Недовольный заключением новой польско-литовской унии, против Витовта выступил Свидригайло.

Проблема самоидентификации русинов в контексте зарождения раннемодерной нациогенетической мифологии Великого княжества Литовского

Автор: Юрате Кяупене

После распада единого политического и религиозного славянского сообщества Древней Руси в XIII в. часть его вошла в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Польской Короны (с 1569 г. composite state - Речь Посполитая). Нациогенетическая самоидентификация наследников Древней Руси протекала отныне в условиях раздела Руси (к концу XV в.) в основном на Московскую и Литовскую.

Старая, Литовская, Речьпосполитская и Московская Русь в представлениях двух князей Константинов Острожских и творцов острожской книжности

Автор: Василий Ульяновский

Ostorzhskyi.svgВ случае с двумя князьями Константинами Острожскими мы имеем чуть ли не идеальный для исследования симбиоз родовых и личностных представлений о Руси. На примере их личностей мы можем проследить взаимозависимость восприятия «Руси» в разных ее ипостасях у двух ярких представителей одного древнего русского княжеского рода, создателей знаменитого кружка острожских книжников, чьи тексты давно стали отправной точкой для анализа «руских идей» в постдревнеруском пространстве Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.