ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и философия

Эволюция стратегии западнорусских либеральных организаций в 1905-1917 гг.

Белорусы Витебской губернии и местные хозяйственные и земледельческие орудия (телега, мялица—снаряд, которым мнут лен, плуг, борона, коса и грабли. Фототипия Тов. Н.И. Кушнеров и Ко, Москва.В общественно-политической жизни Белоруссии начала ХХ в. важную роль играли организации, стоявшие на позициях западноруссизма, идеологической доктрины, отрицавшей существование белорусского народа как самострельного этноса, рассматривавшей белорусов в качестве части единого большого русского народа, приравнивавшей белорусский язык к наречию русского. Разделяя общие положения данной доктрины, каждая организация в то же время имела оригинальные подходы к определению прошлого, современности и будущей судьбы белорусского народа.

Территориальное укрупнение БССР 1924 г. в польском общественном мнении.

Герб Белорусской ССР, 1926-1937 гг. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на четырёх государственных языках - белорусском, русском, польском и идиш 

«Будущее польское государство имеет право выйти за пределы польских этнографических границ в такой мере, чтобы соответствовать ценностям исторической Польши и... реализовать цивилизационный потенциал великого народа» - Р. Дмовский.

Могилы забытых героев.

Спас Нерукотворный в часовне-памятнике в память о воинах русской армии в годы Первой мировой войны  на Минском братском воинском кладбище (пока единственный в Белоруссии памятник Первой мировой войны).


В г. Столбцы на православном кладбище находится могила с простым железным крестом. На кресте табличка с лаконической надписью «Томиловский Павел Петрович» и все - ни даты рождения, ни даты смерти. Под этим крестом лежит человек, который прошел три войны и дослужившийся до генеральского звания.

М.Н. Муравьев: палач или жертва клеветы?


Если разобраться с трактовками польских восстаний, то никакого «освободительного» характера для Белоруссии, как то утверждают отдельные историки, они не несли. Как известно, главной целью обоих восстаний было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Во вновь возрожденной Польше должна была утвердиться Конституция  от 3 мая 1791 года, которая де-юре ставила крест на мечтах о Великом княжестве Литовском, под которым подразумевается упомянутыми историками Белоруссия.

«Невинные жертвы» Муравьева, или за что казнили участников польского восстания 1863-1864 гг.

Яркий пример лоботомии белорусов. В августе 2013 года, объявленном сеймами Польши и Литвы «годом 150-летия национально-освободительного восстания народов Польши, Литвы и Белоруссии против России в 1863-64 гг..», на фасаде минского Дворца борьбы водружена памятная доска польскому террористу, руководителю польских мятежников на территории Северо-Западного края (Литва, Белоруссия), грабивших, убивавших, насиловавших белорусов и православных священников, Винценту Константину Калиновскому.


Приверженцы мифа о «Кастусе Калиновском», как, впрочем, и всякой политической мифологии, не терпят фактов и интерпретаций, которые противоречат их идеологическим убеждениям. На наших глазах происходит идеологическая «национализация» исторического знания, следовательно, его фальсификация.

Доминанты национальной ментальности

Белорусский рушник. В центре вышит Русский Крест, или Белорусский Василек – логотип сайта «Западная Русь»

 

Чтобы нас признавали в современном мире, надо в первую очередь беречь свою общерусскую историю. Отказываться же от нее или подменять ее польско-шляхетской – значит отказываться от своих исторических корней, значит не уважать своих предков, в конечном итоге – не уважать самих себя.

Александр II как избавитель

 

По-разному можно оценивать роль Александра II  в истории России и входивших в её состав территорий, но неоспорим его вклад в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Мученики и мучители

Страдания православного духовенства во время польского восстания 1863-1864 годов
150 лет минуло со времени польского восстания 1863-1864 годов. Однако и по сегодняшний день белорусскому обществу навязывается искаженный взгляд на события: история перетолковывается, а порою просто фальсифицируется. Письменные свидетельства того времени дают ясное понимание, что представляли собой повстанцы и какими методами они боролись за «вольнасць».

К проблеме становления белорусской идентичности в первой пол. XIX в. по «Воспоминаниям» Я. Чеботько

Известно, что в этнологии нет общепринятой трактовки этнической идентичности. По-разному трактуют ее происхождение концепции примордиализма и конструктивизма, однако в определении ее общих признаков исследователи сходятся. Этническая идентичность (Ethnizität), по замечанию известного австрийского этнолога Андре Гингриха, указывает на взаимные представления этнических общностей о своих существенных культурных различиях [6, S. 99-111].

Восстание 1863 года в публицистике М.О. Кояловича

М.О. Коялович


В юбилейный год польского восстания 1863 г., в Республике Беларусь, много внимания уделяется трактовке этого события. Немалую роль играет при этом и политический аспект, ведь восстание было направлено против России. Широко декларируется мнение, что восстание 1863-1864 гг. оказало огромное влияние на последующее развитие белорусского национального движения.

Западный Комитет (1862–1864 гг.) и виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев



Западный Комитет был образован по распоряжению Александра II 20 сентября 1862 г. Перед Комитетом ставилась задача разработать такие мероприятия в отношении западных губерний, которые положили бы конец сепаратистским тенденциям и имели бы долгосрочный характер. В это время фактически были выработаны две программы мер в отношении Северо-Западного края, инициатором одной из них был министр внутренних дел П.А. Валуев, а другой – виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев.

Суров, но справедлив?

В этом году исполняется 150 лет польскому восстанию 1863 года. Однако до сих пор единой оценки этого события в белорусской историографии не существует. Нет и единого мнения о роли такой фигуры в нашей истории как Михаил Николаевич Муравьев, руководитель подавления этого выступления. Так кто он был — вешатель или спаситель белорусов от ассимиляции? На эту тему рассуждает кандидат исторических наук, доцент, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Францевич Гигин.

Истоки белорусского западнорусизма и литвинизма

Уходящий 2012 год был насыщен событиями, связанными со знаменательными датами нашей истории. Помимо этого в 2012 году был отмечен рост интереса к идеям западнорусизма. Это и прошедшая в апреле конференция памяти И.В. Оржеховского «Западнорусизм: прошлое и настоящее», а также множество публикаций как в научных изданиях, так и в СМИ.

Многие критики западнорусизма называют его клерикальным реакционным учением, появившимся исключительно благодаря стараниям властей Российской империи, и не способным к диалогу с широкими слоями общества и с представителями различных конфессий в современных условиях. Примечательно, что западнорусизм критиковали в одинаковой мере, как белорусские националисты (литвины) западной ориентации, так и пророссийски настроенные общественные деятели.

Нравственность против прагматизма и креативности (Надо ли церкви перестраиваться в условиях новой духовной ситуации?)

 

Конечно же, я не имею ничего против прагматизма и креативности как таковых – миру нужны и креативные прагматики (впрочем, как и задумчивые созерцатели). Но можно и нужно возражать против креативности и прагматизма как той философии, той мировоззренческой модели, которая фактически подавляет базовые христианские ценности, отодвигает их на второй план, «по умолчанию» объявляя их второстепенными или, как минимум, устаревшими.   Прагматизм и креативность – это лишь символы, отношение к которым, вместе с тем, позволяет определить и нашу собственную жизненную позицию.

 

«О модернизации истории» - беседа Александра Гронского с корреспондентом газеты "7 дней" Алексеем Еловиком.

В этом году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. Юбилей одного из ключевых событий европейской истории обострил споры на предмет оценки войны для белорусов: отдельные историки и общественные деятели поставили под вопрос «отечественность» войны для Республики Беларусь, предпочитая характеризовать ее как «гражданскую», «братоубийственную». Однако за этой словесно-научной казуистикой имеется политический подтекст, считает кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, заместитель заведующего Центра евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в Минске Александр Гронский.

Искажение исторической памяти о событиях 1812 г. в Белоруссии.

На белорусских афишах Отечественная война 1812 г. просто - ВайнаВряд ли у кого-то может вызвать сомнение тот факт, что в связи с политическими изменениями начинают меняться и остальные сферы жизни. Обычно эти изменения касаются отношения к сфере идей, поскольку именно идеи помогают преодолевать трудности, встающие на пути или изобретать новые, которые якобы нужно преодолеть для достижения светлого будущего. В борьбе за идеологическое доминирование применяются разные методы. Однако один из смыслов этой борьбы можно описать как попытку с помощью навязывания общих ценностей большой группе людей отделить массу «своих» от массы «чужих».

Сейчас на сайте

Сейчас 129 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте