Конфессиональная проблематика в работах Е.Ф. Орловского

Автор: Виктор Линкевич

Церковь оборонного типа Рождества Пресвятой Богородицы в Мурованке (Щучинский район, Гродненская область)Конфессиональная история Белоруссии привлекала к себе внимание многих исследователей. На протяжении XIX – начала XX века вышли в свет многочисленные труды отечественных историков и краеведов, в которых получили освещение различные её аспекты: конфессиональная политика властей, положение вероисповеданий, храмостроительная, миссионерская, благотворительная и культурно-просветительская деятельность церквей, развитие духовного образования, деятельность церковных братств, межконфессиональные отношения и т.д.

Русское народное движение в Белоруссии (1905 – 1914 гг.)

Автор: Виктор Линкевич

Николай II встречается с членами Союза русского народа.(1907)Одним из наиболее влиятельных направлений в российском общественно-политическом движении начала XX века было консервативное или право-монархическое. Идейные основы российского консерватизма были заложены ещё ранее, однако организационное оформление сторонников «охранения» традиционных институтов приходится на время, когда Россию охватила революционная смута. Ответом на радикализацию общества стала консолидация общественных сил, выступавших в поддержку традиционной самодержавной власти.

Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский

Автор: Иван Мартынов

 

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и   исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных  мужей  минувшего столетия. Жизнь его  принадлежит истории».

Концепт «литвины» в этнокультурном самосознании белорусов. Свидетельства письменных источников XIV-XVII веков.

Автор: Любовь Левшун

Некоторые из современных белорусов отождествляют себя с потомками «древних литвинов» (отличая их от литовцев) и представляют современную белорусскую нацию прямой наследницей «литвинского этноса».  Это явление может стать большой проблемой для белорусов –  почти десять миллионов людей рискуют заблудиться в трёх соснах в центре Европы.
Белорусы -  народ на ментальном уровне всегда считавший себя частью православной русской цивилизации, вынужденный двадцать лет назад начать строить своё государство, и соответственно -  создавать национальную идею. Но национальное сознание  не появляется вдруг – это длительный и порой болезненный процесс.

Веротерпимость и проблемы национальной политики Российской Империи. (Вторая половина XIX – начало XX в.в.)

Автор: Александр Бендин

Большой Герб Российской ИмперииРелигиозно-этническая ситуация.

Стремительное географическое расширение Российской империи в XVIII–XIX вв., начало которому положили победа России в Северной войне и присоединение Прибалтики, привело к тому, что в ее состав были включены обширные европейские территории, принадлежавшие ранее Речи Посполитой и Османской империи. Завоевания на Северном Кавказе и в Средней Азии, присоединение Закавказья, освоение Сибири и Дальнего Востока завершили территориальную экспансию империи, окончательно придав ей евразийский характер.

Деятельность железнодорожных жандармов Северо-Западного края в период Первой мировой войны

Автор: Александр Гронский

Погрузка русской артиллерии на платформы по проложенной по ним узкоколейке. Первая мировая война, Северо-Западный крайВ 40-е гг.XIX в. жандармерия Российской империи кроме ведения политического сыска, патрульно-постовой службы и обязанностей военной полиции начала исполнять полицейские функции на железных дорогах. Железнодорожные линии уже в то время рассматривались как стратегические путепроводы, по которым в случае войны можно было быстро перебросить значительные военные силы.

Западнорусизм как белорусское национальное движение

Автор: Александр Киселев

Одним из популярных направлений современных исторических и политологических, исследований является изучение национализма. Однако интерпретация фактического материала во многом зависит не только от теоретических представлений специалистов о сущности феномена национального и генезиса нации, но и от их политических пристрастий. В своей работе «Куда идут «нации» и «национализм»?» американский антрополог К. Вердери сформулировала одно из теоретических положений  исследований национализма о том, что «следует рассматривать нацию как символ, а всякий данный национализм - как  имеющий множество значений, выдвигаемых в качестве альтернатив и оспариваемых различными группами, которые маневрируют, пытаясь застолбить свое право на определение символа и его легитимирующие воздействия» [1].

Национальный вопрос на страницах газеты «Наша Нiва» (1910 г.)

Автор: Александр Гронский


Впервые белорусский вопрос появился в публикациях конца XIX в., но в силу различных причин он не получил дальнейшего развития и остался по сути случайным проектом. Некоторые элементы белорусского вопроса были реанимированы в начале ХХ в., и через призму взглядов национальных деятелей этого периода получили свое дальнейшее развитие.

М.О. Коялович и православная историческая школа Белоруссии

Автор: Валентина Теплова

 

Культура Белоруссии конца XVIII-начала XX вв. создала феномен, который составляет одну из наиболее ярких её страниц. Это -- Православная историческая школа. Появление и развитие ее стало возможным вследствие подъема Православия на той части территории бывшей Речи Посполитой, которая вошла в состав Российской империи.

Революционный террор и чиновники МВД белорусских губерний в 1905-1907 гг.

Автор: Александр Киселёв

В настоящее время утверждения о том, что терроризм является одной из основных угроз для национальной и международной безопасности, приобрели характер аксиомы. Однако применение террора в политической борьбе имеет длительную историю, в том числе и на территории белорусских губерний. В частности, в период польского восстания 1863-1864 гг. повстанцами были созданы специальные группы жандармов-кинжальщиков для осуществления терактов по приговорам руководителей польского восстания.

Религиозная ситуация на территории Белоруссии и органы охраны правопорядка во второй четверти XIX – начале ХХ в.

Автор: Александр Гронский

После вхождения в состав Российской империи Белоруссия оказалась регионом, в котором компактно проживало достаточно большое число католического населения. Кроме того, на этой территории располагались достаточно сильные старообрядческие общины. Ни к тем, ни к другим российские власти не имели полного доверия. Хотя старообрядцы оказались достаточно лояльны имперским властям, поэтому с течением времени правительство стало рассматривать их как религиозную группу, на которую можно опираться в своей деятельности.

«О светло-светлая и красно украшенная…»

Автор: Эдуард Загорульский

Русь. Борис ОльшанскийЭпоха Древней Руси, общей родины белорусов, русских и украинцев и колыбели  их государственности – одна из интереснейших страниц в нашей истории. Величие Руси ясно осознавалось современниками.  «Русь слышима во все концы земля», - говорил живший в XI веке знаменитый киевский митрополит Илларион. В исторической памяти людей этот период сохранился как время богатырей и былинных героев.

Страница летописи

Автор: Протоиерей Вячеслав Сковородко, Вильнюс

Христианство в языческую Литву пришло извне. В 988 году, как известно, крестилась, т.е. приняла христианство, соседка Литвы Киевская Русь. Крещение Руси не означало, конечно, что вся Древняя Русь в одночасье стала христианской, но именно с этого момента началось интенсивное распространение христианства в пределах страны и вскоре большая часть древнерусских земель озарилась светом Христова учения.