Процесс формирования белорусской национальной государственности был неразрывно связан с проблемой определения территориальных границ проживания белорусского этноса. Современная конфигурация территории Беларуси явилась результатом сложных этнополитических процессов в 20 в., результат которых был изначально неочевиден и не предопределен.
Дата – 14 мая 1829 года – золотыми буквами вписана не только в историю русского флота, но и в русскую историю вообще. Это – праздник доблести, верности долгу, мужества, который достоин быть внесен в календарь Русского Мира и отмечаться во всенародном масштабе…
…Шла Русско-турецкая война. 14 мая 1829 года три русских военных корабля – фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» несли патрульную службу в Черном море.
Летом 1915 года война пришла на Беларусь. Русские войска отступали. 9 сентября, осуществив прорыв фронта севернее Вильно и захватив 12 сентября Свенцяны, 6-й германский кавалерийский корпус начал рейд по тылам Х-й русской армии.
Во время Великой Отечественной войны в Красной Армии была восстановлена славная традиция – зачислять героев навечно в списки воинской части. C 1840 до 1917 г. такой почести в России было удостоено 12 солдат. А с 8 сентября 1943 г., когда традицию возродили, до 9 мая 1945-го навечно в списки были занесены еще три человека. Двое – Герои Советского Союза гвардии красноармеец Александр Матросов и гвардии лейтенант Вальдемар Шаландин – удостоились такой чести посмертно.
Гражданская война на территории нынешней Республики Беларусь – одно из многочисленных «темных пятен» нашей истории. Если в соседних России и Украине мельчайшим аспектам этой темы посвящены десятки исследований, то отечественные историки не спешат с вдумчивым анализом ситуации 90-летней давности…
Оборона крепости Шуша – один из забытых ныне эпизодов Русско-персидской войны 1826-28 г.г. Между тем героической обороной Шуши руководил уроженец Белоруссии – полковник Иосиф Антонович Реут.
Родился будущий герой Кавказской войны в Гродненской губернии в 1786 г. Военную службу он начал 9 марта 1801 г., когда поступил юнкером в 9-й (впоследствии 42-й) егерский полк. В 16-летнем возрасте был произведен в подпоручики.
Преднамеренное производство интеллигенцией мифов и символов является частью объективного процесса национальной консолидации. Национальные идеи могут найти отклик у образованной публики, если за ними стоит авторитет науки. Поэтому история, филология, антропология придают «научность» мифам об этническом прошлом, как бы систематизируют поэтические метафоры. Чаще всего происходит так, что некоторые сознательно творимые погрешности против исторической истины обнаруживаются уже поздно. Спустя некоторое время, когда исторические мифы, выдуманные истории или фальшивые святыни бывают раскрыты, они уже выполнили свою роль - добились пробуждения тех национальных чувств, которых требовала интеллигенция.
Энтони Смит.
В современной белорусской историографии заметно выросший интерес к проблемам этнической идентификации населения губерний Северо-Западного края Российской империи в 60-х гг. XIX – начале XX вв. продиктован причинами как сугубо научного, так и политического характера.
В современной белорусской историографии принято жестко критиковать и осуждать высказывания деятелей западнорусского направления начала XX века по проблеме белорусского литературного языка. Главным обвинением в их адрес является то, что они, не отрицая факта существования белорусских диалектов, резко протестовали против идеи литературной обработки белорусских говоров и придания им функций русского литературного языка в сфере управления и суда, образования в губерниях Северо-Западного края.
В свое время биографию выдающегося героя XVII века князя Даниила Ефимовича Мышецкого изучали дети в школах. Сейчас же имя этого человека, до конца исполнившего свой воинский долг перед Россией, практически забыто.
Князь Мышецкий родился в 1608 году. Он происходил из древнего и знатного рода, был прямым потомком легендарного Рюрика; его отец, князь Ефим Федорович, геройски проявил себя во время Смутного времени, а затем занимал должности воеводы в Саратове, Турухани, Мещевске, Свияжске, Великом Устюге.
Размышление над прочитанным. (Вступительное слово к статье Ю. Аверьянова - члена редакционного совета проекта «Западная Русь», профессора Минской Духовной Академии В. А.Тепловой.)
Одним из недугов, поразившим историческую науку в два последних десятилетия, стало мифотворчество. Причиной этого малоприятного явления следует признать крайнюю политизированность истории. Группы «ученых» или отдельные представители «ученого мира», решая свои политические задачи, пытаются говорить от имени всего общества, а то и человечества, разумеется, «прогрессивного». Они предпринимают целенаправленные и планомерные усилия навязать свое представление об окружающем мире и способе его переустройства всему окружающему сообществу.
Русский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденный Екатериной Великой в 1769 г., подразделялся на четыре степени. Чем выше степень, тем сложнее было ее получить, тем почетнее считалась награда. Неудивительно, что за всю историю ордена 1-й степени «Георгия» удостоились всего 25 человек, 2-й – 125. Очень престижной воинской наградой считалась и 3-я степень. За полтора столетия всего 650 защитников Отечества получили этот орден. И в основном этом были генералы уровня минимум начальника дивизии, редко когда офицеры в чине полковника. Во время Великой войны 1914-18 г.г. 3-й степени «Георгия» были удостоены 60 человек.
К началу XX столетия Северо-Западный край Российской империи характеризовался особенным религиозно-этническим многообразием среди других регионов Российской империи[1]. Отношения, складывавшиеся между приверженцами различных конфессий и общин, нередко приводили к конфликтам, делавшим этот край проблемным религиозным пространством, наряду с Царством Польским, Юго-Западным краем и Поволжьем. Ведущее место в сложной системе межрелигиозных отношений на территории края занимали отношения между католичеством и православием, имевшие долгую историческую традицию.
22 сентября 2010 г. исполнилось 95 лет со дня гибели сестры милосердия Риммы Ивановой. Почти век назад шагнула в бессмертие эта 21-летняя девушка – героиня Великой войны, как тогда называли Первую мировую… И этот шаг был сделан ей в Белоруссии, точнее, в Полесье.
Родилась Римма Михайловна Иванова 15 июня 1894 г. в семье казначея духовной консистории. Окончила курс Ольгинской гимназии и стала работать народной учительницей в земской школе села Петровское. С началом Великой войны вернулась в Ставрополь и, как тысячи других русских барышень, окончила курсы сестер милосердия, по окончании которых работала в епархиальном лазарете для раненых воинов.
В статье Валентины Тепловой, вышедшей три года назад к юбилею Платона Николаевича Жуковича, с горечью говорится о том, что его имя практически забыто. 26 сентября 2010 года исполнилось 153 года со дня рождения одного из классиков западнорусизма. Проект «Западная Русь» не может пройти мимо этой даты, и размещает статью выдающегося исследователя истории православия на белорусской земле Валентины Тепловой, посвященную Платону Жуковичу.
Конфессиональная история Белоруссии привлекала к себе внимание многих исследователей. На протяжении XIX – начала XX века вышли в свет многочисленные труды отечественных историков и краеведов, в которых получили освещение различные её аспекты: конфессиональная политика властей, положение вероисповеданий, храмостроительная, миссионерская, благотворительная и культурно-просветительская деятельность церквей, развитие духовного образования, деятельность церковных братств, межконфессиональные отношения и т.д.
Одним из наиболее влиятельных направлений в российском общественно-политическом движении начала XX века было консервативное или право-монархическое. Идейные основы российского консерватизма были заложены ещё ранее, однако организационное оформление сторонников «охранения» традиционных институтов приходится на время, когда Россию охватила революционная смута. Ответом на радикализацию общества стала консолидация общественных сил, выступавших в поддержку традиционной самодержавной власти.