Белорусский литературно-политических журнал «Полымя» отреагировал на смерть Ленина своим первым номером за 1924 г. Первые 9 текстов были посвящены Ленину. Это были статьи и стихи написанные в основном как реакция на смерть.
Школьные учебники истории, особенно истории отечественной, являются не только источником знаний о прошлом своей страны, но ещё и средством идеологического воспитания подрастающего поколения. В учебниках формируется гордость за успехи своей страны или своего народа в прошлом, акцентируется внимание на трагедиях, призванных стать национальными, а также определяется отношение к соседним государствам и их населению или к другим частям того государства, в составе которого ранее были территории, ставшие впоследствии независимыми.
Белорусские интеллектуалы составили ТОП-10 побед белорусского оружия, состоящий в основном из мифов о победах над Россией. Среди этих побед указан и бой возле деревни Миловиды во время польского восстания 1863 года. Заслугу миловидовской победы пытаются приписать К. Калиновскому – мифологизированному персонажу, которого превратили из польского повстанца в белорусского национального героя.
В широко анонсированном белорусскими СМИ на 2014 год «юбилее» Оршанской битвы 8 сентября, в который раз встает главная проблема белорусской историографии – надуманность этого очередной мифа. Мифологизация, препятствующая выяснению военно-исторических аспектов кампании 1514 г., преобладание идеолого-политических взглядов над объективизмом, неразработанность источниковой базы, а также недостаточный учёт вопросов военно-практического характера - являются уже известными проблемами определенного круга белорусских историков.
В общественно-политической жизни Белоруссии начала ХХ в. важную роль играли организации, стоявшие на позициях западноруссизма, идеологической доктрины, отрицавшей существование белорусского народа как самострельного этноса, рассматривавшей белорусов в качестве части единого большого русского народа, приравнивавшей белорусский язык к наречию русского. Разделяя общие положения данной доктрины, каждая организация в то же время имела оригинальные подходы к определению прошлого, современности и будущей судьбы белорусского народа.
«Будущее польское государство имеет право выйти за пределы польских этнографических границ в такой мере, чтобы соответствовать ценностям исторической Польши и... реализовать цивилизационный потенциал великого народа» - Р. Дмовский.
В г. Столбцы на православном кладбище находится могила с простым железным крестом. На кресте табличка с лаконической надписью «Томиловский Павел Петрович» и все - ни даты рождения, ни даты смерти. Под этим крестом лежит человек, который прошел три войны и дослужившийся до генеральского звания.
Если разобраться с трактовками польских восстаний, то никакого «освободительного» характера для Белоруссии, как то утверждают отдельные историки, они не несли. Как известно, главной целью обоих восстаний было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Во вновь возрожденной Польше должна была утвердиться Конституция от 3 мая 1791 года, которая де-юре ставила крест на мечтах о Великом княжестве Литовском, под которым подразумевается упомянутыми историками Белоруссия.
Приверженцы мифа о «Кастусе Калиновском», как, впрочем, и всякой политической мифологии, не терпят фактов и интерпретаций, которые противоречат их идеологическим убеждениям. На наших глазах происходит идеологическая «национализация» исторического знания, следовательно, его фальсификация.
Чтобы нас признавали в современном мире, надо в первую очередь беречь свою общерусскую историю. Отказываться же от нее или подменять ее польско-шляхетской – значит отказываться от своих исторических корней, значит не уважать своих предков, в конечном итоге – не уважать самих себя.
По-разному можно оценивать роль Александра II в истории России и входивших в её состав территорий, но неоспорим его вклад в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Страдания православного духовенства во время польского восстания 1863-1864 годов 150 лет минуло со времени польского восстания 1863-1864 годов. Однако и по сегодняшний день белорусскому обществу навязывается искаженный взгляд на события: история перетолковывается, а порою просто фальсифицируется. Письменные свидетельства того времени дают ясное понимание, что представляли собой повстанцы и какими методами они боролись за «вольнасць».
Известно, что в этнологии нет общепринятой трактовки этнической идентичности. По-разному трактуют ее происхождение концепции примордиализма и конструктивизма, однако в определении ее общих признаков исследователи сходятся. Этническая идентичность (Ethnizität), по замечанию известного австрийского этнолога Андре Гингриха, указывает на взаимные представления этнических общностей о своих существенных культурных различиях [6, S. 99-111].
В юбилейный год польского восстания 1863 г., в Республике Беларусь, много внимания уделяется трактовке этого события. Немалую роль играет при этом и политический аспект, ведь восстание было направлено против России. Широко декларируется мнение, что восстание 1863-1864 гг. оказало огромное влияние на последующее развитие белорусского национального движения.
Западный Комитет был образован по распоряжению Александра II 20 сентября 1862 г. Перед Комитетом ставилась задача разработать такие мероприятия в отношении западных губерний, которые положили бы конец сепаратистским тенденциям и имели бы долгосрочный характер. В это время фактически были выработаны две программы мер в отношении Северо-Западного края, инициатором одной из них был министр внутренних дел П.А. Валуев, а другой – виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев.
В этом году исполняется 150 лет польскому восстанию 1863 года. Однако до сих пор единой оценки этого события в белорусской историографии не существует. Нет и единого мнения о роли такой фигуры в нашей истории как Михаил Николаевич Муравьев, руководитель подавления этого выступления. Так кто он был — вешатель или спаситель белорусов от ассимиляции? На эту тему рассуждает кандидат исторических наук, доцент, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Францевич Гигин.