Роль мировых посредников в развитии крестьянского образования во 2-й пол. XIX в. в Белорусских губерниях.

Автор: Артём Середа

«Мировой посредник», (1887), холст, масло Николай Дмитриевич Кузнецов  (2 декабря 1850, имение Степановка, Херсонская губерния, Российская империя — 2 марта 1930, Сараево, Королевство сербов, хорватов и словенцев)Институт мировых посредников – специально созданное правительственное учреждение для проведения в жизнь реформы 1861 г. Помимо реализации реформы, мировые посредники обязаны были исполнять ряд второстепенных задач. Одной из таких задач было налаживание образования среди детей временнообязанных крестьян в белорусских губерниях.

Формирование образа врага из исторических персонажей (на примере личности А.В.Суворова)

Автор: Александр Гронский

Английская сатирическая картинка, относящаяся к усмирению Польши Суворовым в 1794 году,как пример идеологической войны против России. Образ кровожадного полководца подносящего головы  польских женщин императрице Екатерине II все более закрепляется в сознании современной белорусский молодежи, как враг белорусского народа. Известные исторические персонажи часто, если не всегда, становятся объектами идеологического манипулирования. Их образы используются в пропаганде и контрпропаганде, в создании мифов о героях и врагах, о подвигах и трагедиях. Образы известных исторических персонажей иногда становятся брендом для определённой политической силы, наполняются смыслами, не существовавшими в то время, когда персонажи жили и действовали. Любой исторический персонаж, который так или иначе попал в идеологический оборот, становится мифологизированным образом. Из него делают или идеального героя, или идеального врага, или идеальную жертву.

Реальная роль великого российского полководца Александра Васильевича Суворова в истории белорусской государственности

Автор: Нина Кладченко

Акция арт-группы «Партизан» проведенная в марте 2015 г..  На памятнике А.В. Суворову у входа в парк им. А.В.Суворова в Кобрине была установлена табличка с надписью: «Я - русский оккупант». «Я участвовал только в захватнических войнах. Я сжигал белорусские села, а их жителей обращал в рабство. Мои руки — в крови ваших предков».    

  Эта тема из тех, что, по-видимому, надолго перешла из научной, исторической плоскости в актуальное пропагандистско-политическое пространство. «Позор сегодняшней власти, что именем карателя Суворова в нашей стране по-прежнему называются десятки улиц ... Придет время, когда Костюшко будет официально считаться нашим национальным героем,» – такими  словами известный в современной Беларуси писатель и историк В. Орлов приветствовал участников торжеств по случаю 264-й годовщины со дня рождения Тадеуша Костюшко.

Имя в истории

Автор: Елена Бабенко

Дом А.В.Суворова в Кобрине. Фото 1945 г.В 1991 г. произошел распад общего государства, Советского Союза, и новые государства активно взялись за написание своей национальной истории. На многочисленные пропагандистские «страшилки» с завидным постоянством клюют молодые люди, мало знакомые с историей, но у которых уже со школьной скамьи активно формируется образ врага в лице Суворова.  Вот с такими проявлениями приходится постоянно сталкиваться работникам Кобринского музея в повседневной работе.

Православная Церковь и выборы в Государственную думу (по материалам газеты «Наша нива» за 1907 г.)

Автор: Александр Гронский

Редакция газеты «Наша нива» активно освещала работу Государственной думы Российской империи, также активно и очень подробно газетой освещались выборы в Думу. Авторы газеты достаточно четко определили свою позицию, они поддерживали оппозиционные лозунги и стремились пропагандировать их среди читателей. Использовалась для этого и риторика, связанная с конфессиональными вопросами.

Лидская антисоветская молодежная организация (1951 г.): реконструкция мифа. (Часть II)

Автор: Валерий Черепица

Лида.Улица Труханова (б. Железнодорожная). Снимок начала 1960-х годов
Изучение вышеупомянутого дела осуществлялось весьма обстоятельно, с учетом, естественно, и тех вопросов, которые возникали при первом же прочтении статьи О. Широкой. Последнее позволило избежать ненужных повторов, цитирования обширного материала и вместе с тем сосредоточиться на тех недостатках и просчетах, которые были допущены в публикации на страницах «Нашага Слова».

Лидская антисоветская молодежная организация (1951 г.): реконструкция мифа. (Часть I)

Автор: Валерий Черепица

Улица Советская. Лида. 50-е годы XX века.В статье кандидата исторических наук, заведующиго кафедрой истории славянских государств Гродненского государственного университета Валерия Николаевича Черепицы анализируется феномен создания мифа о якобы существовавшей в 1951 г. в г. Лиде Гродненской области БССР т. н. Лидской молодежной антисоветской организации. Также анализируются реальные провокации в отношении видного советского белорусского политического деятеля С. О. Притыцкого.

Семен Гаврилович Зорич в исторической судьбе Белой Руси

Автор: Ранко Гойкович

Семён Гаврилович Зорич
Зоричи – знаменитый сербский род, оставивший заметный след в истории России и Белой Руси. У истоков его стоит русский офицер Максим Федорович Зорич, не имевший своих детей и поэтому усыновивший племянника - сына сестры, происходившего по отцу из сербского рода Наранжич. Получив разрешение дать мальчику свою фамилию, Максим записал 9-летнего приемного сына в Сербский гусарский полк в Славяносербии. Этим ребёнком был Семён (Симеон) Гаврилович Зорич (1743-1799) – воин российской армии, позже один из фаворитов императрицы Екатерины II.

П. А. Столыпин и Ватикан

Автор: Александр Бендин

 

В межгосударственных отношениях России и Ватикана, как в фокусе, отразился обширный спектр государственно-церковных, межцерковных и межэтнических проблем различного уровня, от Римской курии, МИД и МВД Российской империи до римско-католических и православных приходов в Западной России (Литве, Белоруссии и части Малороссии) и Царстве Польском.

Минская полиция накануне февральской революции

Автор: Александр Гронский

 Городовые на улицах МинскаПреддверье Февральской революции для Российской Империи было осложнено Первой мировой войной. Особенно ярко это проявилось в прифронтовых губерниях, в том числе и в белорусских. Близость фронта накладывала на действия полиции и жандармерии свой отпечаток. Блюстители порядка следили не только за поведением гражданского населения, но и за деятельностью противника. Так, минская полиция наблюдала за немецкими аэропланами над городом и за противодействием им российской позиционной артиллерии.

О Войшелке, как фактическом основателе Великого княжества Литовского

Автор: Сергей Рассадин

Миниатюра «Войшелк основывает монастырь» 

Не может быть сомнения, что преодоление контрпродуктивного «линейного» подхода в изучении одного из важнейших этапов истории Беларуси для начала потребует хотя бы попытки по-новому взглянуть на сложившуюся в Понемонье второй половины XIII в., то есть, практически, на самом рубеже эпох, – Средневековья и Возрождения, когда происходило становление Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского.

 

Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова

Автор: Алексей Хотеев

Читальный зал Виленской публичной библиотеки, в которой многие годы работал Александр Иванович Миловидов
В текущем году исполнилось 150 лет со дня рождения архивиста и археографа А.И. Миловидова (6.08.1864—18.12.1935). В течение пятнадцати лет (1901—1915) А.И. Миловидов состоял членом библиотечной комиссии при Виленской публичной библиотеке, директором Музея М.Н. Муравьева при этой же библиотеке. Большая часть его научной и публицистической деятельности была связана с изучением письменных памятников преимущественно истории Западной Руси.

Неоязычество как фактор формирования альтернативных национальных идентичностей в современной Белоруссии

Автор: Александр Гронский

Ромбический знак плодородия, выражающий в неоязычестве основную националистиче-скую идею «кровь и почва», и который, наряду с коловратом (вариация свастики), осо-бенно популярен и часто бывает элементом дизайна символики многих националистиче-ских и неязыческих организаций и сайтов.Особенно интересной представляется попытка создать новую альтернативную идентичность на основе белорусского неоязычества. Этот проект достаточно амбициозен, поскольку в идеале он стремиться создать такую идентичность белорусов, в которой бы не было место для белорусского дискурса. Этот дискурс должен быть постепенно заменён представлениями о литвинах или кривичах, или ятвягах или ещё кем-то, но лишь бы не белорусах, в названии которых явно угадывается корень «рус», подчёркивающий культурную и духовную связь, т.е. то, что называют цивилизационным единством, с Россией.

Варшава и белорусский вопрос – век ХХ

Автор: Яков Алексейчик

Белорусский вопрос во второй Речи Посполитой, как историки часто называют возродившуюся в 1918 году Польшу, возник под громкие заявления польских политиков о том, что на самом деле такого вопроса не существует. Сами же “польские роды” были довольно сложными. Перед Первой мировой войной появилось несколько проектов восстановления польского государства. Одним из них предполагалось объединить польские земли под эгидой русского царя. Другим был проект немецкого кайзера, но немцы на сей счет высказывались весьма туманно.

Западнорусизм в мире идентичностей межславянского пограничья. Историографические наблюдения

Автор: Леонид Горизонтов


Западнорусизм служит не только предметом исследовательского внимания, но и по сей день важным фактором развития самой науки. Обращение к трактовкам общественно резонансной проблематики западнорусизма позволяет уяснить контекст, неоднородность и траекторию развития белорусской исторической науки.

«Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. (Часть II)

Автор: Александр Бендин

Косарь-литвин.Илья Репин, 1897, имение в Здравнево под Витебском (фрагмент).


Нация это не только реально существующее социальное образование, это категория динамичная, своего рода «проекция» сложного политического развития. Для Белоруссии сейчас важно не скатиться к строительству этнической нации, к чему так усердно призывают всевозможные «свядомые». Мы не должны повторить украинский опыт национальной ненависти, разделения и истерии.