Notice: unserialize(): Error at offset 12249 of 12255 bytes in /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php on line 116 История и Философия
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/library/Designer/Page.php on line 153
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/functions.php on line 836
Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/z/zapadrussu/public_html/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:116) in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/functions.php on line 836
Земли Галицкой Руси уже в 1340-е годы были захвачены польским королём Казимиром III Великим и включены в состав Польши. Однако, галицко-русские деятели постоянно подчёркивали тесную историческую связь и цивилизационное единство галицких земель с остальной Русью.
Материалы устной истории вносят значительные коррективы в воссоздание картины прошлого. Воспоминания обычных людей, о событиях , происходивших в западных областях Белоруссии после начала Второй мировой войны, позволяют в первую очередь осветить не фактологическую сторону событий, а проникнуть в мир индивидуальных и коллективных восприятий, оценок и суждений, что помогает лучше понять изучаемый период истории.
Значительная роль в публикации материалов по белорусской истории в российских журналах второй половины XIX - начала XX в. («Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник») принадлежит авторам из Белоруссии и Литвы. В результате Белоруссия с ее этнографическими особенностями приобрела особые очертания в глазах читающей публики уже как результат внимательного рассмотрения.
Принято считать, что Белоруссия находится на стыке двух цивилизаций. Одна из них - это Русский Мир. Цивилизация, базирующаяся на православии и православном мировоззрении. Другая цивилизация - Запад, базирующийся на католическо-протестантских традициях.
На материалах Архива внешней политики РФ постараемся проследить оставшуюся за кадром предысторию изменения территориального состава Советской Белоруссии в 1923—1924 гг., известного в исторической литературе как «укрупнение БССР», а именно, рассмотрим, как повлияла на события позиция НКИД, и как территориальные изменения в советской республике были связаны с ситуацией в Польше.
Слово «kresy» и обозначаемое им понятие живет в польском языковом, культурном и историческом сознании более ста пятидесяти лет. В ПНР действовал цензурный запрет даже на само слово. Узнать о происходившем на этих землях в 1939-1941 гг. можно было из письменных свидетельств очевидцев, документальных и художественных текстов.
В ответ на Польское восстание 1863-1864 гг. правительство империи провело 30 июля 1863 г. на Правобережной Украине региональную земельную реформу. Были изданы указы, которые лишали польских помещиков, принимавших участие в восстании, права на владение имениями.
В результате раздела Польши между Германией и СССР Западная Белоруссия и Западная Украина были заняты советскими войсками. Автокефальная Православная Церковь в Польше, возглавляемая митрополитом Дионисием Валединским, потеряла Волынскую, Полесскую, Гродненскую и Виленскую епархии. Актуальным стал вопрос о церковном организационном устройстве и управлении в западном регионе Белоруссии.
До сих пор в рассмотрении проблемы вхождения западных областей Белоруссии в состав БССР (СССР) осенью 1939 г. превалируют два основных подхода, находящиеся в зависимости от одобрения или неприятия автором современных контуров польско-белорусской границы.
Осенью 1943 г. нацистское военно-политическое руководство генерального округа «Белоруссия» пришло к выводу, что имеющихся в его распоряжении немецких и коллаборационистских сил явно недостаточно, чтобы подавить партизанское движение.
Начало операции «Барбаросса» стало переломным моментом в истории Второй мировой войны. Если боевые действия на западе нацисты называли «Europäischer Normalkrieg» - то есть нормальной европейской войной, то с началом операции «Барбаросса» произошла смена парадигмы: войну на востоке немецкое верховное командование расценивало, как «Rassenideologischer Vernichtungskrieg» - расовою войну на уничтожение.
Дискуссии о деятельности Организации украинских националистов (ОУН) в годы Второй мировой войны ведутся в академической среде уже весьма продолжительное время, порой выходя за рамки научной беспристрастности.
В 1948 г. в белорусской газете «Отчизна», выходившей в Мюнхене, появился обширный некролог, посвященный «выдающемуся ученому, одаренному писателю и большому другу белорусского народа» Ойгену фон Энгельгардту. Автор текста, известный в белорусской диаспоре Витовт Тумаш, писал, что в знак признания заслуг Энгельгардта «каждый белорус склоняет сегодня свою голову с почтением и великим сожалением».
Российская историческая периодика второй половины XIX- начала XX в. содержит много разнообразных материалов, касающихся Отечественной войне 1812 г. Поскольку события разворачивались в западных губерниях, напечатанные в исторических журналах материалы имеют отношение к белорусской тематике.
В любой стране существуют персонажи, которые объявлены национальными героями. Часть из них стала таковыми вполне законно, а другая часть была назначена. Таким назначенным героем для белорусского национального дискурса оказался Викентий Константин Калиновский - польский повстанец, „диктатор Литвы“ в период восстания 1863 - 1864 гг., чаще называемый своим вторым именем - Константин Калиновский.
Появление в древней Вильне (современном Вильнюсе) православного братского движения относится к начальному периоду развития этого города, в котором уже в XIV в. православные составляли большинство населения. Интенсивность деятельности виленского Свято-Духовского братства ко второй половине XVII в. постепенно снижается, а еще через столетие оно прекращает свое существование, чтобы в 1865 г. при митрополите Иосифе Семашко возродиться вновь.