ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и философия

Неоязычество как фактор формирования альтернативных национальных идентичностей в современной Белоруссии

Ромбический знак плодородия, выражающий в неоязычестве основную националистиче-скую идею «кровь и почва», и который, наряду с коловратом (вариация свастики), осо-бенно популярен и часто бывает элементом дизайна символики многих националистиче-ских и неязыческих организаций и сайтов.Особенно интересной представляется попытка создать новую альтернативную идентичность на основе белорусского неоязычества. Этот проект достаточно амбициозен, поскольку в идеале он стремиться создать такую идентичность белорусов, в которой бы не было место для белорусского дискурса. Этот дискурс должен быть постепенно заменён представлениями о литвинах или кривичах, или ятвягах или ещё кем-то, но лишь бы не белорусах, в названии которых явно угадывается корень «рус», подчёркивающий культурную и духовную связь, т.е. то, что называют цивилизационным единством, с Россией.

Варшава и белорусский вопрос – век ХХ

Белорусский вопрос во второй Речи Посполитой, как историки часто называют возродившуюся в 1918 году Польшу, возник под громкие заявления польских политиков о том, что на самом деле такого вопроса не существует. Сами же “польские роды” были довольно сложными. Перед Первой мировой войной появилось несколько проектов восстановления польского государства. Одним из них предполагалось объединить польские земли под эгидой русского царя. Другим был проект немецкого кайзера, но немцы на сей счет высказывались весьма туманно.

Западнорусизм в мире идентичностей межславянского пограничья. Историографические наблюдения


Западнорусизм служит не только предметом исследовательского внимания, но и по сей день важным фактором развития самой науки. Обращение к трактовкам общественно резонансной проблематики западнорусизма позволяет уяснить контекст, неоднородность и траекторию развития белорусской исторической науки.

«Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. (Часть II)

Косарь-литвин.Илья Репин, 1897, имение в Здравнево под Витебском (фрагмент).


Нация это не только реально существующее социальное образование, это категория динамичная, своего рода «проекция» сложного политического развития. Для Белоруссии сейчас важно не скатиться к строительству этнической нации, к чему так усердно призывают всевозможные «свядомые». Мы не должны повторить украинский опыт национальной ненависти, разделения и истерии.

«Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. (Часть I)

"Белорус"- портрет Сидора Шаврова. Илья Репин, 1892, имение в Здравнево под Витебском (фрагмент).


В последнее время часть национально озабоченных белорусских историков, включая и сочинителей политических доносов на «западнорусов», испытывают острый творческий зуд. Всем им непременно хочется взять в руки стило, наморщить многодумное чело и сочинить ни больше не меньше как «белорусскую национальную идею». Дабы не угасить вспыхнувшего порыва, и дум высокое стремленье не было стреножено тупым бюрократическим равнодушием, предлагаются различные завиральные проекты.

О сущности конфликта "белорусские националисты vs. западнорусисты"

В продолжение дискуссии, вызванной статьёй А.Ю.Бендина «Белорусские националисты и «западнорусизм»: опыт взаимоотношений», вслед за отзывом на неё Дмитрия Куницкого, в которой представлена консервативно-религиозная (с элементами сталинизма) точка зрения  на белорусский национализм, предлагаем вниманию наших читателей статью Кирилла Аверьянова, в которой он рассматривает вопросы, поднятые А.Ю. Бендиным, с противоположной Д. Куницкому позиции, выражая взгляды одного из направлений современного русского национализма, которое огульно критикует все советское прошлое. Следует отметить, что проект «Западная Русь» стоит на умеренно-центристских позициях, которые  представлены в том числе и в работах Александра Бендина.

К вопросу о характере взаимоотношений «белорусских националистов» и «западнорусизма».

Вышедшая на сайте «Западной Руси» статья Александра Юрьевича Бендина «Белорусские националисты и «западнорусизм»: опыт взаимоотношений» представляет собой, безусловно изрядное событие. В ней противостояние представителей патриотического течения западноруссистов псевдопатриотическим кругам прозападных националистов вышло на новый уровень.

Белорусские националисты и «западнорусизм»: опыт взаимоотношений.

В последнее время ряд национально «свядомых» белорусских СМИ как радикальных, так и консервативных, начали выступать с тревожными заявлениями о том, что в общественно-политической и научной жизни «незалежнай» Беларуси появился опасный идейный и политический враг, именуемый «западнорусизмом», или, в современной интерпретации, «неозападнорусизмом».

К 500-летию битвы под Оршей

Пятьсот лет назад, 8 сентября  далекого 1514 года, в ходе русско-литовской войны 1512—1522 годов, состоялась Оршанская битва, в которой польско-литовские войска под командованием князя Константина Острожского одержали верх. В русской истории битва под Оршей упоминалось мало, и было практически забыто, но не столько из-за того, что там русские проиграли, а только потому, что это сражение считалось малозначимым и его итоги никак не отразились на ходе всей войны, которую Москва выиграла.

Национализм и его роль в истории

Белорусские националисты и бандеровцы на ЕвромайданеУже полгода наше внимание приковано к событиям в Украине: политический кризис привел страну к братоубийственным столкновениям. Трагические события, разворачивающиеся на наших глазах, будут иметь, безусловно, тяжелые последствия и для Украины, и для России — для всего русского мира. Но нужно иметь в виду и причины.

Список офицеров и нижних чинов Русской императорской армии и военнопленных, погребенных в городе Бресте в 1914-1915 г.г.

Братская могила 1784 воинов - защитников Отечества, погибших в 1915-1920 годы в боях под Брестом.Солдат и офицеров погибших, умерших от ран и болезней в 1914 -1915 г.г., которые скончались в городе Брест-Литовске и его крепости, хоронили в зависимости от их вероисповедания на одном из кладбищ города. Иудеев хоронили на Еврейском кладбище. Но большая часть воинов была погребена на военном братском кладбище при 8 форте Брест-Литовской крепости.

Противодействие политического сыска тайной эмиграции с территории Минской губернии в начале ХХ в

Крестьяне Минской губернии конца XIX-начало XX веков
Политическая полиция занималась всеми вопросами, связанными с безопасностью государства. Кроме борьбы с революционным и оппозиционным движением в функции жандармерии входила и борьба с тайной эмиграцией населения. Особенно остро эта проблема стояла в губерниях, расположенных недалеко от границы, в том числе и белорусских.

Образ Ленина в журнале «Полымя» как рефлексия на смерть

   
Белорусский литературно-политических журнал «Полымя» отреагировал на смерть Ленина своим первым номером за 1924 г. Первые 9 текстов были посвящены Ленину. Это были статьи и стихи написанные в основном как реакция на смерть.

Образ Российской империи в школьном учебнике 2011 г. по истории Белоруссии

Школьные учебники истории, особенно истории отечественной, являются не только источником знаний о прошлом своей страны, но ещё и средством идеологического воспитания подрастающего поколения. В учебниках формируется гордость за успехи своей страны или своего народа в прошлом, акцентируется внимание на трагедиях, призванных стать национальными, а также определяется отношение к соседним государствам и их населению или к другим частям того государства, в составе которого ранее были территории, ставшие впоследствии независимыми.

Бой под Миловидами 22 мая (3 июня ст. ст.) 1863 г. как пример идеологической арифметики

Памятник русским солдатам под Миловидами.Белорусские интеллектуалы составили ТОП-10 побед белорусского оружия, состоящий в основном из мифов о победах над Россией.  Среди этих побед указан и бой возле деревни Миловиды во время польского восстания 1863 года. Заслугу миловидовской победы пытаются приписать К. Калиновскому – мифологизированному персонажу, которого превратили из польского повстанца в белорусского национального героя.

Битва под Оршей 1514 г. в современной белорусской историографии и проблема критики исторических источников

Битва Великого княжества Литовского с Московией, 1514. Иаков ПисоВ широко анонсированном белорусскими СМИ на 2014 год «юбилее» Оршанской битвы 8 сентября, в который раз встает главная проблема белорусской историографии – надуманность этого очередной мифа. Мифологизация, препятствующая выяснению военно-исторических аспектов кампании 1514 г., преобладание идеолого-политических взглядов над объективизмом, неразработанность источниковой базы, а также недостаточный учёт вопросов военно-практического характера - являются уже известными проблемами определенного круга белорусских историков.

Сейчас на сайте

Сейчас 153 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте