Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть первая)

Автор: Александр Романчук

Грамота Брестской унии. 1596

| Первая часть |Вторая часть Третья часть |

Религиозное соглашение, заключенное между частью иерархии Киевской митрополии Константинопольского патриархата и Апостольской столицей в Бресте в 1596 г., создало русскую католическую церковь восточного обряда. Научные споры о закономерности появления этого феномена ведутся давно. Аргументация сторонников соединения церквей в Польше простирается очень широко.

Непокоренный Минск. 4 января 1942 года.

Автор: Игорь Гуров

Мемориал на месте концлагеря «Масюковщина»-”Штaлаг-352” в Минске.4 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня героической попытки жителей города Минска и военнопленных из располагавшихся в нем концлагерей поднять восстание против фашистских захватчиков.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Свой главный удар немецко-фашистские войска обрушили на Прибалтийский и Западный военные округа. Уже 25 июня немецкий 39-й мотокорпус вышел на подступы к Минску.

К биографии Д.В. Скрынченко (1874-1947) – педагога, публициста и общественного деятеля

Автор: Валерий Черепица

Дмитрий Васильевич Скрынченко (Минск, начало ХХ века)С именем Дмитрия Васильевича Скрынченко я впервые встретился в ходе работы над монографией о М.О. Кояловиче и истории Православной Церкви на Гродненщине. Уже тогда через знакомство с рядом его печатных трудов, а также деятельностью на первом фланге общественно-политической жизни Беларуси начала ХХ века, Д.В. Скрынченко представлялся мне весьма заметной и колоритной фигурой отечественной истории.

Полоцкий церковный собор: теоретические предпосылки воссоединения (часть вторая)

Автор: Александр Романчук

Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви

Начало (Первая часть)

Экклезиология воссоединения В рамках православной экклезиологии прием в Православную Церковь новых членов возможен только на основании недвусмысленно выраженного желания самих людей. Для Православной Церкви и русского правительства в начале XIX в. уния представляла собой часть католической церкви.

Полоцкий церковный собор: теоретические предпосылки воссоединения (часть первая)

Автор: Александр Романчук

Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович), митрополит Литовский и Виленский.

(Часть вторая)

Защитники унии называют ее ликвидацию преступлением русского самодержавия. Само собой разумеющимся считается, что митрополит Иосиф не имел и не мог иметь глубоких обоснований своих действий, кроме «официального» русского патриотизма и корыстных симпатий к «казенному» Православию. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос серьезно не рассматривался. Историки выпускают из вида теоретические предпосылки, на которые опирался Литовский митрополит в своей деятельности по подготовке воссоединения, и их происхождение. Между тем, они весьма интересны.

Нижние чины Минской городской полиции в 1905-1907 г.г.

Автор: Александр Киселев

Городовые на улицах МинскаВ отечественной историографии вопрос о деятельности полицейских структур МВД в белорусских губерниях рассматривался в основном с точки зрения борьбы с революционным движением или польскими инсургентами в период восстаний, причем акцент делался на противостоянии революционеров властям. Штатная структура полицейских учреждений, особенности их службы, кадровый состав практически не анализировались в исторических работах.

Национально-религиозное наполнение «Мужицкой правды»

Автор: Александр Гронский

Почтовая марка, выпущенная в 1993 году в память о «белорусском» национальном герое Викентии Константине КалиновскомПольские сепаратисты пытались охватить пропагандой все слои населения, в том числе и крестьян. Для этого в 1862 г. начался выпуск газеты «Мужицкая правда» (в оригинале «Mużyckaja prauda»). Ее называли газетой, листовкой, воззванием, брошюрой и даже журналом, но по своей сути «Мужицкая правда» является именно листовкой. Ее авторами считается В. К. Калиновский с группой своих приверженцев (некоторые исследователи, например Я. И. Трещенок, считает В. К. Калиновского всего лишь возможным и не основным автором листовки)1.

О восстании 1863 года в Белоруссии, национальных героях и вызовах современности.

Автор: Сергей Трахимёнок

Герб восстания 1863 г. — соединённые символы Польши, Литвы и Украины ( к сведению белорусов Белоруссия не упоминается).Практика государственного строительства независимой Беларуси  предполагает, теоретическую разработку ряда проблем, лежащих в основе ее государственности  в настоящее время, а также определения отношения к определенным событиям прошлого. Полемика, развернувшаяся в СМИ и в научных кругах вокруг национальной идеи, национальной идеологии, касается только части этих проблем.

Однако здесь следует отметить, что прийти к какому-нибудь устраивающему всех результату в данных спорах невозможно. И виной всему не столько пресловутая амбивалентность при оценке тех или иных событий и личностей, сколько оценка исторических событий и личностей в разных системах координат и ценностных ориентиров.

Авиаторы 1 мировой войны, погибшие и похороненные на территории Белоруссии

Автор: Андрей Каркотко

Рекордсмен по дальности полета и грузоподъемности русский бомбардировщик «Илья Муромец» И. И. СикорскогоПроект «Западная Русь» одной  из основных своих задач считает возвращение памяти о незаслуженно забытых героях России и Белой Руси. За годы советской власти наибольшему забвению подверглись наши предки, сражавшиеся в Первой мировой войне, которую на самом деле называли вовсе не Империалистической, а Великой Войной и Второй Отечественной.

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 3

Автор: Александр Бендин

Костел в г.Борисове.Фотоснимок Яна Болзункевича (нач ХХ ст.)Продолжение | Часть I |Часть II |Часть III |

7. Тайное обучение: новый виток развития и реакция правительства на процесс полонизации белорусов.

Предусмотренное указом 17 апреля преподавание закона Божьего на природном языке учащихся в его светской, а не религиозной интерпретации, вызвало на практике недовольство католического епархиального начальства, духовенства и части мирян. Они предпочитали видеть критерием «природности» языка утвержденное авторитетом Папского престола использование его в молитвах и дополнительном богослужении, а не в семейном общении.

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 2

Автор: Александр Бендин

Костел Св. Франциска Ксаверия в Гродно на старой фотографии.

Продолжение |Часть I |Часть II |Часть III |

4. Русский язык в дополнительном католическом богослужении: новая попытка его введения после указа 17 апреля 1905 г.

В начавшемся после издания указа 17 апреля 1905 г. противостоянии с государством, позиции сторонников доминирования польского католической традиции в костеле, казалось, будут вот-вот поколебленными, причем, в своей канонической, дисциплинарной основе.

Гродно и гродненцы в переписке П.А. Столыпина 1902-1911 годов.

Автор: Валерий Черепица

Гродненский губернатор Столыпин в 1902 годуНепродолжительное пребывание П.А. Столыпина в должности гродненского губернатора (с 30 мая 1902 года по 15 февраля 1903 года) получило в последнее десятилетие достаточно полное освещение в научной литературе [1, с.28-38]. Исследователи этого периода жизни П.А. Столыпина сходятся на том, что многогранная деятельность последнего в Гродненской губернии была важным этапом в его становлении как крупного государственного деятеля и реформатора.

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 1

Автор: Александр Бендин

| Часть I |Часть II |Часть III |

 

1.Идентичность Северо-Западного края как проблема целостности Российской империи.

Польское восстание 1863 г. коренным образом изменило приоритеты религиозно-этнической и социокультурной политики российского правительства в Северо-Западном крае Российской империи. Основателем нового политического курса в этом регионе стал Виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьёв[1].

Модернизация религиозного законодательства и проявления религиозно-этнической нетерпимости в Северо-Западном крае Российской империи в начале xx в.

Автор: Александр Бендин

Большой Герб Российской ИмперииСеверо-Западный край, включавший в себя шесть губерний - Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Витебскую и Могилёвскую, традиционно характеризо­вался особенным религиозно-этническим многообразием среди других ре­гионов Российской империи [1, 2, 373]. Отношения, складывавшиеся между привержен­цами различных конфессий и общин, нередко приводили к кон­фликтам, делавшим этот край проблемным религиозным пространством, на­ряду с Царством Польским, Юго-Западным краем и Поволжьем.

Мифы Оршанской битвы

Автор: Алексей Лобин

Начало сражения под Оршей. Гравюра из книги Марчина Бельского «Хроника польская». 1597 г8 сентября национально озабоченные жители Белоруссии из так называемого «свядомага кола» празднуют «День белорусской военной славы». Эта дата выбрана в память о битве под Оршей между русским и польско-литовскими войсками. Националисты пытаются убедить белорусов, что они имеют отношение к этой битве. Но если обратиться к правдивой истории, то в те времена предки современных белорусов были на положении «быдла» у тех, кто тогда стоял под польско–литовскими хоругвями. На сайте «Западная Русь» уже довольно много публикаций на тему Оршанской битвы.

Концепция «золотого века» и Реформация в Беларуси

Автор: Алексей Хотеев

Кальвинисткий собор 2-й половины XVI века в поселке Первомайск под МинскомDesinat novitas incessere vetustatem –
«Да перестанет новизна восставать на древность»(Из окружного послания Восточных Патриахов 1848 г. [17,234])

Греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» впервые ввел понятие «Золотого века» для обозначения далекого прошлого, когда люди не знали ни горя, ни трудов, ни болезней, наслаждались пирами и легко добытым богатством [10,86-87]. Этот мифический «Золотой век» стал крылатым литературным образом.