Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский

Автор: Иван Мартынов

 

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и   исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных  мужей  минувшего столетия. Жизнь его  принадлежит истории».

Концепт «литвины» в этнокультурном самосознании белорусов. Свидетельства письменных источников XIV-XVII веков.

Автор: Любовь Левшун

Некоторые из современных белорусов отождествляют себя с потомками «древних литвинов» (отличая их от литовцев) и представляют современную белорусскую нацию прямой наследницей «литвинского этноса».  Это явление может стать большой проблемой для белорусов –  почти десять миллионов людей рискуют заблудиться в трёх соснах в центре Европы.
Белорусы -  народ на ментальном уровне всегда считавший себя частью православной русской цивилизации, вынужденный двадцать лет назад начать строить своё государство, и соответственно -  создавать национальную идею. Но национальное сознание  не появляется вдруг – это длительный и порой болезненный процесс.

Веротерпимость и проблемы национальной политики Российской Империи. (Вторая половина XIX – начало XX в.в.)

Автор: Александр Бендин

Большой Герб Российской ИмперииРелигиозно-этническая ситуация.

Стремительное географическое расширение Российской империи в XVIII–XIX вв., начало которому положили победа России в Северной войне и присоединение Прибалтики, привело к тому, что в ее состав были включены обширные европейские территории, принадлежавшие ранее Речи Посполитой и Османской империи. Завоевания на Северном Кавказе и в Средней Азии, присоединение Закавказья, освоение Сибири и Дальнего Востока завершили территориальную экспансию империи, окончательно придав ей евразийский характер.

Деятельность железнодорожных жандармов Северо-Западного края в период Первой мировой войны

Автор: Александр Гронский

Погрузка русской артиллерии на платформы по проложенной по ним узкоколейке. Первая мировая война, Северо-Западный крайВ 40-е гг.XIX в. жандармерия Российской империи кроме ведения политического сыска, патрульно-постовой службы и обязанностей военной полиции начала исполнять полицейские функции на железных дорогах. Железнодорожные линии уже в то время рассматривались как стратегические путепроводы, по которым в случае войны можно было быстро перебросить значительные военные силы.

Западнорусизм как белорусское национальное движение

Автор: Александр Киселев

Одним из популярных направлений современных исторических и политологических, исследований является изучение национализма. Однако интерпретация фактического материала во многом зависит не только от теоретических представлений специалистов о сущности феномена национального и генезиса нации, но и от их политических пристрастий. В своей работе «Куда идут «нации» и «национализм»?» американский антрополог К. Вердери сформулировала одно из теоретических положений  исследований национализма о том, что «следует рассматривать нацию как символ, а всякий данный национализм - как  имеющий множество значений, выдвигаемых в качестве альтернатив и оспариваемых различными группами, которые маневрируют, пытаясь застолбить свое право на определение символа и его легитимирующие воздействия» [1].

Национальный вопрос на страницах газеты «Наша Нiва» (1910 г.)

Автор: Александр Гронский


Впервые белорусский вопрос появился в публикациях конца XIX в., но в силу различных причин он не получил дальнейшего развития и остался по сути случайным проектом. Некоторые элементы белорусского вопроса были реанимированы в начале ХХ в., и через призму взглядов национальных деятелей этого периода получили свое дальнейшее развитие.

М.О. Коялович и православная историческая школа Белоруссии

Автор: Валентина Теплова

 

Культура Белоруссии конца XVIII-начала XX вв. создала феномен, который составляет одну из наиболее ярких её страниц. Это -- Православная историческая школа. Появление и развитие ее стало возможным вследствие подъема Православия на той части территории бывшей Речи Посполитой, которая вошла в состав Российской империи.

Революционный террор и чиновники МВД белорусских губерний в 1905-1907 гг.

Автор: Александр Киселёв

В настоящее время утверждения о том, что терроризм является одной из основных угроз для национальной и международной безопасности, приобрели характер аксиомы. Однако применение террора в политической борьбе имеет длительную историю, в том числе и на территории белорусских губерний. В частности, в период польского восстания 1863-1864 гг. повстанцами были созданы специальные группы жандармов-кинжальщиков для осуществления терактов по приговорам руководителей польского восстания.

Религиозная ситуация на территории Белоруссии и органы охраны правопорядка во второй четверти XIX – начале ХХ в.

Автор: Александр Гронский

После вхождения в состав Российской империи Белоруссия оказалась регионом, в котором компактно проживало достаточно большое число католического населения. Кроме того, на этой территории располагались достаточно сильные старообрядческие общины. Ни к тем, ни к другим российские власти не имели полного доверия. Хотя старообрядцы оказались достаточно лояльны имперским властям, поэтому с течением времени правительство стало рассматривать их как религиозную группу, на которую можно опираться в своей деятельности.

«О светло-светлая и красно украшенная…»

Автор: Эдуард Загорульский

Русь. Борис ОльшанскийЭпоха Древней Руси, общей родины белорусов, русских и украинцев и колыбели  их государственности – одна из интереснейших страниц в нашей истории. Величие Руси ясно осознавалось современниками.  «Русь слышима во все концы земля», - говорил живший в XI веке знаменитый киевский митрополит Илларион. В исторической памяти людей этот период сохранился как время богатырей и былинных героев.

Страница летописи

Автор: Протоиерей Вячеслав Сковородко, Вильнюс

Христианство в языческую Литву пришло извне. В 988 году, как известно, крестилась, т.е. приняла христианство, соседка Литвы Киевская Русь. Крещение Руси не означало, конечно, что вся Древняя Русь в одночасье стала христианской, но именно с этого момента началось интенсивное распространение христианства в пределах страны и вскоре большая часть древнерусских земель озарилась светом Христова учения.