Господствующий в Украине дискурс "справедливой борьбы" народа против угнетателей (москалей) трансформируется в своеобразную "смену ролей": Украина в проектах русинских деятелей сама становится "тюрьмой народов". Русинское движение демонстрирует официальному Киеву сложность и неоднозначность тех вызовов, на которые надо реагировать государству при рассмотрении национальных проблем.
Уже перед Первой Мировой войной наметился курс Вены на уничтожение русинской интеллигенции. С началом войны самые массовые репрессии были направлены Веной против сербского населения в Боснии и русинского в Галиции. Целью прежде всего была их духовная и интеллектуальная верхушка. Австрийская администрация фактически использовала по отношению к собственным подданным режим военной оккупации, и к тому же весьма жестокой.


Читатели сайта «Западная Русь» уже знакомы с молодым российским историком Алексеем Кривопаловым по его основательной статье о выдающемся русском полководце и государственном деятеле, генерал-фельдмаршале Иване Фёдоровиче Паскевиче 


Сегодня понятие «исторической политики» нуждается не столько в теоретическом оплодотворении, чем часто грешат публицисты, нанизывая на это понятие весь букварь своих знаний о теориях идеократий и социальных коммуникаций, сколько в предметном, институциональном его сужении. Ведь речь идёт не об идеологии, не о механизмах прямого или косвенного диктата, не о политическом вообще, не о политике вообще, не о памяти в целом и не об истории как таковой...
Роман Шухевич (1907-1950) вошёл в украинскую историю, как один из самых жестоких и фанатичных националистических лидеров. Командующий ОУН-УПА, командир украинской спецбатальона в подчинении Вермахта «Нахтигаль» в годы Великой Отечественной войны, соучастник многих кровавых преступлений, совершённых украинскими коллаборационистами, как против мирного населения, так и солдат Красной Армии. Идол современных украинских националистов, в честь которого названы многие улицы в западно-украинских городах.

В подготовленной Максимом Михайловичем Шевченко "Записке об Остзейском крае", ее автор (предположительно граф Уваров), отнюдь не забывая о выдающихся заслугах многих балтийских немцев перед Российским государством, крайне отрицательно оценивал внутренние порядки Остзейского края, пороки которых считал исторически обусловленными, в связи с этим находил закономерным наличие в современных условиях перспективы распространения Православной веры среди латышских и эстонских крестьян.
«Размышления» Солженицына, написанные в начале 1980-х гг. при работе над «Красным колесом» и
|