ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

 

 

ПРЯШЕВЩИНА

 

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ СБОРНИК

 

Главный и ответственный редактор

И.С. Шлепецкий  

 

 

ПРАГА 1948

 

В текстовый формат была переведена практически вся книга за исключением обширной статьи Георгия Юлиановича Геровского «Народная Речь Пряшевщины» поскольку ранее на сайте была опубликована его обширная монография «Язык Подкарпатской Руси» и нескольких  статей «Наше радиовещание» - стр. 283-289; «О театре Пряшевщины» - стр. 290-294; «Положение о кооперации на Пряшевщине» - 321-318. Всю книгу «Пряшевщина» в формате PDF (80 Мбайт) можно открыть по этой ссылке.

Книга предоставлена нашим автором Е.К.

Верховная организация Пряшевщины

 

После окончания первой мировой войны, русским за Карпатами представилась возможность: решать свою судьбу по своему усмотрению. Решала свою судьбу и Пряшевщина. В 1918 г. после развала Австро-Венгрии в целом ряде центров русского расселения под Карпатами возникли в революционном порядке народные рады, которые обсуждали положение окружного населения и выносили решения об устройстве его судьбы.

Общество им. А. В. Духновича. День русской культуры в Стропкове

Русское культурно - просветительное Общество имени Александра В. Духновича было организовано в 1924 г. в Ужгороде. Его задачей было содействовать просвещению широких народных масс, всех русских за Карпатами. Оно организовывало народные читальни, создавало при них певческие, театральные и музыкальные кружки, библиотеки, издавало книги и журнал, содействовало собиранию литературно-исторических памятников и ширило идею единства русской культуры.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть I).

Евгений Л. Недзельский

 

Русь за Карпаты пришла в незапамятные времена. Историки признают, что еще до прихода мадьяр в 896 г. — в горно-лесные дебри Карпат скрывались «восточные славяне», ища спасения от теснимых с востока и наступающих на запад кочевников — аваров, угров, хозар и печенегов. О том, что первые русские поселенцы пришли откуда-то с южных притоков Припяти, свидетельствуют названия рек, этих единственных путей в непроходимых лесах горной полосы.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть II).

ЮЛИЙ ИВАНОВИЧ СТАВРОВСКИЙ-ПОПРАДОВ

 

Было время, когда взялися за составление школьных книг наши собственные люди, явились учебники в издании общества св. Василия Великого; но это время быстро улетело, ибо меродательным кругам не было по вкусу то, что обнаружили знаки преуспения, и вся благотворная деятельность общества была занята. Книги, изданные обществом, были изгнаны из школ и замещены книгами с каким-то никогда не бывалым, незнакомым у нас украино-мадьярским наречием.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть III).

ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ ФЕДОР


Вся эпоха карпаторусского культурного, общественного и национального возрождения середины XIX столетия, блестящая столькими именами, в конце концов, не мыслима без Добрянского, как высшего идеолога и неутомимого труженика на поле возрождения карпаторусского национального сознания. Однако, этим далеко не исчерпывается значение Добрянского, как личности вообще: он был не только патриотом своего края, но и выдающимся вождем славянства и его неустрашимым организатором в самых различных областях жизни.

Игорь Э. Грабарь и пряшевцы в России

И.Э. Грабарь: АвтопортретНа рубеже XVIII и XIX веков многие из южно-карпатцев, в частности пряшевцев, не только закончили высшие школы в Австро-Венгрии, но и заняли в них профессорские места. Это, однако, по шовинистической национальной традиции в двуединой монархии, а особенно в Венгрии, принуждало этих новых выдвиженцев из числа русских во имя интеллигентского труда жертвовать своей национальностью и постепенно не только служить мадьярству, но и самим превращаться в мадьяр. Карпаторусская интеллигенция начала искать исхода: поскольку лица духовного звания имели возможность быть в среде народной, они остаются на местах, лица-же светских профессий обращают свой взор к востоку.

Школьное дело на Пряшевщине

Если в 1921/22 учебном году единственное русское городское училище в Пряшеве посещало не более 120 учеников, то к 1. IX. 1947 посещает городские училища 3. 044 ученика; если в 1921/22 уч. году единственную среднюю школу — русскую учительскую семинарию в Пряшеве — посещало 97 учеников, в 1941/42 уч. году ту-же учительскую семинарию и гимназию посещало 398 учеников, то в 1947 48 уч. году русские средние и специальные школы посещает 1. 046 учеников.

ОКС «Возрождение» и студенческие организации Карпатской Руси

До 1919 г. студенты с Карпатской Руси (значит и с Пряшевщины) волею обстоятельств должны был и идти в университеты и высшие школы Будапешта или Вены. Редким гостем был карпаторосс в Чехии, да еще в высшем учебном заведении! Правда, и в мадьярском Будапеште, и в немецкой Вене славянское студенчество создавало свои очаги, иногда весьма значительные, однако, это были скорее случайные встречи, добровольное сотрудничество, но не организация.

Социальное положение на Пряшевщине

Тысячу лет на наш народ было постоянное, хотя и принимавшее различные формы давление. Народ наш, желая удержать свой национальный характер уже много веков должен был уступать напору извне и освобождать плодородную почву долин по обоим сторонам Карпат другим народам. Так он и очутился в горных и неплодородных областях Карпат. Этот исторический факт является одной из главных причин плохого социального положения нашего края. Чужое правление и постоянная зависимость от него были дальнейшей причиной нашей относительной отсталости и застоя у нас.

Сейчас на сайте

Сейчас 122 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте