ПРЯШЕВЩИНА

 

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ СБОРНИК

 

Главный и ответственный редактор

И.С. Шлепецкий  

 

 

ПРАГА 1948

 

В текстовый формат была переведена практически вся книга за исключением обширной статьи Георгия Юлиановича Геровского «Народная Речь Пряшевщины» поскольку ранее на сайте была опубликована его обширная монография «Язык Подкарпатской Руси» и нескольких  статей «Наше радиовещание» - стр. 283-289; «О театре Пряшевщины» - стр. 290-294; «Положение о кооперации на Пряшевщине» - 321-318. Всю книгу «Пряшевщина» в формате PDF (80 Мбайт) можно открыть по этой ссылке.

Книга предоставлена нашим автором Е.К.

Верховная организация Пряшевщины

Автор: И. С. Буковский

 

После окончания первой мировой войны, русским за Карпатами представилась возможность: решать свою судьбу по своему усмотрению. Решала свою судьбу и Пряшевщина. В 1918 г. после развала Австро-Венгрии в целом ряде центров русского расселения под Карпатами возникли в революционном порядке народные рады, которые обсуждали положение окружного населения и выносили решения об устройстве его судьбы.

Общество им. А. В. Духновича. День русской культуры в Стропкове

Автор: Федор В. Дуфанец/ Михаил Пчелинский

Русское культурно - просветительное Общество имени Александра В. Духновича было организовано в 1924 г. в Ужгороде. Его задачей было содействовать просвещению широких народных масс, всех русских за Карпатами. Оно организовывало народные читальни, создавало при них певческие, театральные и музыкальные кружки, библиотеки, издавало книги и журнал, содействовало собиранию литературно-исторических памятников и ширило идею единства русской культуры.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть I).

Автор: Евгений Л. Недзельский

Евгений Л. Недзельский

 

Русь за Карпаты пришла в незапамятные времена. Историки признают, что еще до прихода мадьяр в 896 г. — в горно-лесные дебри Карпат скрывались «восточные славяне», ища спасения от теснимых с востока и наступающих на запад кочевников — аваров, угров, хозар и печенегов. О том, что первые русские поселенцы пришли откуда-то с южных притоков Припяти, свидетельствуют названия рек, этих единственных путей в непроходимых лесах горной полосы.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть II).

Автор: Евгений Л. Недзельский

ЮЛИЙ ИВАНОВИЧ СТАВРОВСКИЙ-ПОПРАДОВ

 

Было время, когда взялися за составление школьных книг наши собственные люди, явились учебники в издании общества св. Василия Великого; но это время быстро улетело, ибо меродательным кругам не было по вкусу то, что обнаружили знаки преуспения, и вся благотворная деятельность общества была занята. Книги, изданные обществом, были изгнаны из школ и замещены книгами с каким-то никогда не бывалым, незнакомым у нас украино-мадьярским наречием.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть III).

Автор: Евгений Л. Недзельский

ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ ФЕДОР


Вся эпоха карпаторусского культурного, общественного и национального возрождения середины XIX столетия, блестящая столькими именами, в конце концов, не мыслима без Добрянского, как высшего идеолога и неутомимого труженика на поле возрождения карпаторусского национального сознания. Однако, этим далеко не исчерпывается значение Добрянского, как личности вообще: он был не только патриотом своего края, но и выдающимся вождем славянства и его неустрашимым организатором в самых различных областях жизни.

Игорь Э. Грабарь и пряшевцы в России

Автор: Евгений Л. Недзельский

И.Э. Грабарь: АвтопортретНа рубеже XVIII и XIX веков многие из южно-карпатцев, в частности пряшевцев, не только закончили высшие школы в Австро-Венгрии, но и заняли в них профессорские места. Это, однако, по шовинистической национальной традиции в двуединой монархии, а особенно в Венгрии, принуждало этих новых выдвиженцев из числа русских во имя интеллигентского труда жертвовать своей национальностью и постепенно не только служить мадьярству, но и самим превращаться в мадьяр. Карпаторусская интеллигенция начала искать исхода: поскольку лица духовного звания имели возможность быть в среде народной, они остаются на местах, лица-же светских профессий обращают свой взор к востоку.

Школьное дело на Пряшевщине

Автор: Василий Капишовский

Если в 1921/22 учебном году единственное русское городское училище в Пряшеве посещало не более 120 учеников, то к 1. IX. 1947 посещает городские училища 3. 044 ученика; если в 1921/22 уч. году единственную среднюю школу — русскую учительскую семинарию в Пряшеве — посещало 97 учеников, в 1941/42 уч. году ту-же учительскую семинарию и гимназию посещало 398 учеников, то в 1947 48 уч. году русские средние и специальные школы посещает 1. 046 учеников.

ОКС «Возрождение» и студенческие организации Карпатской Руси

Автор: П. Ф. Команицкий

До 1919 г. студенты с Карпатской Руси (значит и с Пряшевщины) волею обстоятельств должны был и идти в университеты и высшие школы Будапешта или Вены. Редким гостем был карпаторосс в Чехии, да еще в высшем учебном заведении! Правда, и в мадьярском Будапеште, и в немецкой Вене славянское студенчество создавало свои очаги, иногда весьма значительные, однако, это были скорее случайные встречи, добровольное сотрудничество, но не организация.

Социальное положение на Пряшевщине

Автор: Игорь Э. Левканич

Тысячу лет на наш народ было постоянное, хотя и принимавшее различные формы давление. Народ наш, желая удержать свой национальный характер уже много веков должен был уступать напору извне и освобождать плодородную почву долин по обоим сторонам Карпат другим народам. Так он и очутился в горных и неплодородных областях Карпат. Этот исторический факт является одной из главных причин плохого социального положения нашего края. Чужое правление и постоянная зависимость от него были дальнейшей причиной нашей относительной отсталости и застоя у нас.