Политико-психологический анализ феномена лимитрофизации Польши

Автор: С.Н.Бухарин Н.М.Ракитянский

 

1.5. Право на рокош

Существование и развитие любого государства обеспечивается сохранением непреложных законов его функционирования. Например, закономерности биологической структуры описываются явлением биоценоза. Биосистема может существовать самостоятельно, если получает энергию извне, обычно прямо от солнца. Число видов в биоценозе, место в экологической нише каждого из них, связи с другими видами складываются естественным путем. Если в результате деятельности человека круговорот элементов в биосистеме нарушается, начинается деградация экологической системы, которая представляет опасность и для человека. Аналогичные закономерности присутствуют и в структурах других уровней системы жизнеобеспечения.

В соответствии с правилом «каждый элемент системы оказывает влияние на все другие элементы» и принципом гармонии «уравновешенности частей в целом» представляется возможным рассматривать функционирование, например, политических структур в системе того или иного государства. Так, психоценоз обеспечивает гармонические отношения в социуме, предполагая сохранение в человеческом сообществе того или иного государства разнообразных психологических типов.

А.И. Юрьев определяет психоценоз как совокупность людей с различными психологическими свойствами, особенностями, состояниями, которые составляют политическое общество30. При этом психологические особенности людей могут радикально отличаться. Развитому обществу приходится считаться с неистребимостью психологических различий между людьми и целыми социальными группами. Людям с различными психологическими качествами и свойствами приходится существовать в единой социально-политической системе.

Мы говорим о «психоценозе» как о некой равновесно-динамической системе. Когда по каким-либо причинам равновесие нарушается, среди прочих феноменов общество в лице как правителей, так и обывателей чаще всего неожиданно для себя обнаруживает и некоторые весьма неприятные политические явления. Политическая система в Польше исторически складывалась таким образом, что определенные преимущества стремилось получить и получило шляхетство как наиболее активная, пассионарная часть общества. А получив свои необоснованные «привилеи» и злоупотребляя ими, оно нарушило равновесие в обществе и государстве.

Шляхтичам нравилось называть себя рыцарями. В «Этимологическом словаре русского языка» мы находим: «РЫЦАРЬ. Др.-рус. заимств. из польск. яз., где rycerz <ср.-в. нем. ritter «всадник»31. «Словарь иностранных слов» говорит нам, что рыцарь — это «самоотверженный, великодушный и благородный человек»32. В.В. Колееов пишет, что русские историки и философы тосковали о том, что Русь-Россия не знала рыцарства. Он приводит слова И. Ильина: «Спасение России в воспитании и укреплении рыцарства». Признаки рыцарства, указанные философом, совмещают в себе признаки героя и святого. Но в своем исследовании В.В. Колееов говорит также о «рыцаре больших дорог», который «служит добру, только если это не входит в противоречие с нуждами собственного его добра — имущества, уже накопленного... В России разбойник оставался разбойником. В Европе разбойник стал рыцарем»33.

Шляхетство объединило и сфокусировало в себе людей с таким психологическим качеством, как стремление к свободе, как они ее, эту свободу, понимали. Эта мобильная, динамичная и беспринципная социально-политическая группировка изначально складывалась из амбициозных и алчных людей с безудержным влечением к авантюризму и доминированию. Каждый шляхтич считал себя высшей инстанцией, и, что было для них естественно, все они отрицали общепринятые нормы. Для них существовал только один авторитет — авторитет реальной силы. Совокупность людей с такими и другими особенностями, о чем будет сказано ниже, в психологии и психиатрии идентифицируют как психопатический тип, который ассоциируется с психологией бессознательного*.

Определенная критическая масса вооруженных, социально безответственных субъектов в конкретном политическом контексте, не уравновешенная другой политической силой, правовыми основаниями жизни или внутренними сдерживающими началами, такими как мораль и нравственность, начинает вести себя в качестве относительно автономного, весьма эгоистически-агрессивного и непредсказуемого политического образования. При этом они противопоставляют себя не только обществу, но и центральной власти. Наш анализ исторических событий позволяет предполагать, что право на рокош в известной мере может объясняться собственно психологическими причинами, хотя, и это очевидно, только ими не исчерпывается.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.