Западнорусский календарь – ОКТЯБРЬ

|
Автор: Редакция "ЗР"

Представляем октябрьский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.

 

  • 2 октября – день рождения Михаила Осиповича Кояловича (1828-1891)
  • 4 октября – день рождения Дмитрия Васильевича Скрынченко (1874-1947).
  • 4 октября – день памяти Георгия Ивановича Шавельского (1871-1951)
  • 4 октября – день рождения Михаила Ильича Туряницы (1912- 2001).
  • 5 октября  - день памяти Николая Николаевича Юденича (1862—1933).
  • 5 октября – день рождения Евгения Андреевича Фенцика (1844-1903)
  • 7 октября - день памяти Архимандрита Виленского Леонтия (Карповича; 1580-1620)
  • 7 октября – день рождения Ивана Ивановича Носовича (1788-1877)
  • 12 октября – день памяти Иова Борецкого (ум. 1631)
  • 19 октября – день памяти епископа Василия Поповича (1796-1864)
  • 20 октября – день рождения Лукьяна Михайловича Солоневича (1866-1938)
  • 22 октября – день рождения Александра Сергеевича Вераксина (1872 — 1918).

 

 2 октября – день рождения Михаила Осиповича Кояловича (1828-1891)

Михаил Коялович  выдающийся русский историк, публицист и издатель. Один из основателей и ярчайший представитель «западнорусской» исторической школы.

Михаил Осипович родился 20 сентября 1828 года в семье священника Гродненской епархии. Обучался в Супрасльском Духовном училище и Литовской Духовной семинарии. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1855 году со степенью магистра он преподавал в Рижской и Санкт-Петербургской Духовных семинариях. С 1856 года Михаил Осипович занимал в Санкт-Петербургской Духовной Академии кафедру сравнительного богословия, а в 1862—1868 годах — кафедры русской гражданской и церковной истории, с 1869 года и до кончины состоял профессором на кафедре русской гражданской истории. В 1869—1878 годах Коялович — инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии, в 1878— 1884 годах — помощник ректора по церковно-историческому отделению.

 С 1865 года Михаил Осипович был членом Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода,

 Во многих своих работах М.О. Коялович касался общерусских вопросов, но преимущественно вопросов Юго-Западной Руси. В вопросах общеславянских М.О. Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племен письменный язык.

Статьи на сайте «Западная Русь»,  посвященные Михаилу Кояловичу:

 Книги Михаила Кояловича на сайте «Западная Русь»

 

 

4 октября – день рождения Дмитрия Васильевича Скрынченко (1874-1947).

 Русский богослов, публицист, историк, педагог. Д. В. Скрынченко стоял на позиции западнорусизма, был одним из организаторов Минского отдела Всероссийского национального союза.

Родился в 1874 г. в с. Песковатка Бобровского уезда Воронежской губернии. Окончил Воронежское духовное училище, затем Воронежскую духовную семинарию. С 1897 по 1901 гг. учился в Казанской духовной академии. В 1901-1903 гг. преподавал в Пермской духовной семинарии, а затем с 1903 по 1912 г. в Минской духовной семинарии. Одновременно, с 1905 по 1912 гг. редактировал "Минские епархиальные ведомости" и газету "Минское слово". Редактор ежегодника "Минская старина". Имел более 106 печатных работ. Член "Русского собрания". С 1913 г. проживал в Киеве, преподавал во 2-й Киевской гимназии. В эмиграции с 1920 г. Жил в г. Нови-Сад (Югославия). В 1921 г. был избран на Русский Зарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах (Югославия). Принимал участие в работе Собора. Был председателем общества "Русская матица". Преподавал в гимназии латинский язык. Скончался в 1947 г. Похоронен на Успенском кладбище в Нови-Саде, могила сохранилась.

Статьи на сайте «Западная Русь»:

 

 

4 октября – день памяти Георгия Ивановича Шавельского (6 января 1871, село Дубокрай Витебской губернии — 2 октября 1951, София, Болгария).

 Георгий Иванович Шавельский –  священник, духовный писатель, член российского Святейшего Синода (октябрь 1915 — апрель 1917), последний протопресвитер Российской армии и флота, протопресвитер военного и морского духовенства Добровольческой армии Деникина.

Из статьи В.А. Тепловой:

Личность, церковная и научная деятельность Георгия Ивановича Шавельского составляют на редкость единое целое. Протопресвитер Российской армии и флота, один из духовных столпов последних лет перед катастрофой 1917 года привлекает внимание историков как выдающийся церковный деятель начала XX в., принимавший участие в работе Всероссийского поместного собора Русской православной церкви 1917 – 1918 гг. С именем Георгия Шавельского связано вмешательство в «дело обращения галицийских униатов в православие»  в 1915–1916 гг., коренным образом изменившее ход процесса воссоединения в Галиции и Буковине. Георгий Шавельский представляет интерес и как уроженец Беларуси, выходец из среды потомственного православного духовенства, осознававшего свою сопричастность к тем изменениям в жизни белорусского народа, которые произошли на рубеже XIX – начала XX  вв. Есть основания полагать, что многие черты его церковной деятельности, отчетливо проявившиеся на фронтах Первой мировой войны, сформировались благодаря его пасторской деятельности в приходах Полоцкой епархии.

Полный текст статьи В.А Тепловой, посвященной Георгию Ивановичу Шавельскому.

Видеозапись выступления В.А. Тепловой с докладом о жизни и деятельности Георгия Ивановича Шавельского на конференции «Этно-конфессиональные и духовно-нравственные аспекты Великой войны».

О роли Шавельского в организации пасторской службы в Российской армии в статье Л.А. Густовой «Православное богослужебное пение на фронтах Первой мировой войны».

Также рекомендуем мемуары Г.И. Шавельского «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота» на сайте «Военная литература» <http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/index.html>

 

 4 октября – день рождения Михаила Ильича Туряницы (1912- 2001).

Михаил Туряница – видный карпаторусский общественный деятель. Родился в Закарпатье, в крестьянской семье. Получив образование, с 1934 года учительствовал сначала в закарпатских сельских школах, затем в Праге (Закарпатье входило тогда в состав Чехословакии). После захвата в 1944 году власти в стране коммунистами эмигрировал в Южную Америку. Оттуда — в США, где на протяжении многих лет издавал журнал "Свободное слово Карпатской Руси". В своих статьях Туряница отстаивал национальное единство Руси. "Почему это великорусы — русские, а малорусы и белорусы — не русские? — писал он. — Неужели в Малой, Белой, Галицкой и Карпатской (Угорской) Руси жили не русские?.. Существует только один русский народ: от Попрада (самое западное русское село в Словакии) до Владивостока". Михаил Ильич резко критиковал как украинских "самостійників", так и советский, а потом и ельцинский режимы. "Свободное, неискаженное изучение прошлого русского народа, его диалектологии и народного творчества, — замечал Туряница, — водворит культурное и национальное единство" (Взято из: "А.Каревин. Юбилейный октябрь").

Из некролога, написанного Олесем Россичем: «Михаил Ильич был абсолютным бессребреником. В сложных и тягостных условиях эмиграции, пройдя все круги ее через Чехословакию, Парагвай, Аргентину и Америку, Михаил Ильич не соблазнился ни о России, ни о верности ей, посвятив всего себя защите общерусского духовного и национального единства, жертвенно и бескорыстно отдав все свои силы на издательскую и просветительскую деятельность. Прожив в Америке около пятидесяти лет, он не поддался и на ее материальные соблазны — не имел ни дома, ни машины, ничего вообще. Все свои скудные средства, которые доставались нелегким трудом, он отдавал делу, которому посвятил всю свою жизнь, — изданию журнала и другой нужной литературы, неустанно и до последнего своего вздоха рассылая ее на Родину».

 Публикации на сайте «Западная Русь» о Михаиле Турянице и отдельных материалов из его журнала «Свободное слово Руси»:

 

 5 октября  - день памяти Николая Николаевича Юденича (1862—1933).

Николай Николаевич Юденич – выдающийся русский военный полководец, генерал от инфантерии (1915). Самый успешный генерал России во время Первой мировой войны.  Во время Гражданской войны был командующим северо-западного фронта белой армии. Был последним российским кавалером Ордена Святого Георгия II класса. Современники называли Юденича Суворовым двадцатого века, однако, который в годы советской власти стал одним из самых оклеветанных и забытых русских воинов.

Николай Николаевич Юденич  родился 30 июля 1862 в семье коллежского советника Николая Ивановича Юденича, происходившего из дворян Минской губернии. В 1881 году окончил Александровское военное училище в Москве. После службы в войсках и производства в поручики гвардии Юденич поступил в Академию Генштаба, окончив ее по 1-му разряду в 1887. Служил в Варшавском и Туркестанском военных округах на ответственных штабных должностях; командовал бригадой, полком. Во время рус.-японской войны 1904 - 1905 за отличие в сражении под Мукденом Юденич был награжден Золотым оружием с гравировкой "За храбрость". Получил ранение, после лечения в 1907 продолжил службу. В 1913 в Тифлисе возглавил штаб Кавказского военного округа, произведен в генерал-лейтенанты. Принимал участие в военно-дипломатических миссиях по улаживанию отношений с Ираном, Турцией. В начале первой мировой войны 1914 - 1918 служил нач. штаба, с 1915 командовал Кавказской армией. В 1916 успешно провел Эрзурумскую (пленив более 13 тыс. турецких солдат и офицеров, захватив всю крепостную и часть полевой артиллерии) и Трапезундскую операции, был награжден Георгиевским орденом 2-й степени. В мае 1917 Юденич был отстранен от командования как "сопротивляющийся указаниям Временного правительства" и был вынужден уйти в отставку. В 1918 эмигрировал в Финляндию. Встреча со знакомым со времен академии генералом Маннергеймом привела Юденича к мысли организовать за границей борьбу против Сов. власти. В 1919 Юденич был назначен А.В. Колчаком главнокомандующим Сев.-Зап. армией, сформированной рус. эмигрантами в Эстонии, и вошел в состав Сев.-Зап. правительства, к-рое должно было заключить союз с прибалтийскими гос-вами. В сент. 1919 армия Юденича прорвала фронт красных и подошла к Петрограду, но, выступая с лозунгом "Единой великой России", А.В. Колчак и Юденич не получили поддержки от Финляндии и Эстонии. Также в критический момент наступления, при попустительстве английского флота, в тыл белых войск был высажен десант красных. В результате войска Юденича были отброшены от Петрограда к границе Эстонии, где остатки войск были  разоружены и частью расстреляны эстонцами. Юденич эмигрировал во Францию, отказавшись от политической деятельности. Умер 5 октября 1933 в Каннах,  впоследствии его гроб был перенесён в Ниццу на кладбище Кокад.

 

 

 

 

5 октября – день рождения Евгения Андреевича Фенцика (1844-1903)

Фенцик – знаменитый закарпатский просветитель, униатский священник, издатель и редактор журнала «Листок», который, по словам П.Линтура был «последним оазисом культурной жизни угнетенного народа». «Название журнала символично, - писал И.Сенько, - навеяно лермонтовскими строчками про дубовый листок, что «оторвался от ветки родимой»»… Чтобы помешать изданию журнала, Фенцика переводили из прихода в приход, но это не помогало. Даже тот факт, что расходы на издание не окупались подпиской, не останавливал Фенцика. «Только благодаря фанатичной преданности Е.Фенцика идеям просвещения, - заметил И.Сенько, - мог выходить такой журнал, поддерживая кое-как культурную жизнь в крае». Подписке мешал и страх быть обвиненным в симпатиях к России. «Читание  «Листка» или терпение его в доме – опасная игра, которая может навлечи за собою потерю хлеба, чиновства, чина к репутации и проч.» (Листок, 1886, №22).

 

Русское движение в Венгрии не было инспирированно из Российской империи. Это доказывает и независимое поведение Фенцика. По словам, П.Линтура, Фенцик «проявил смелость и принципиальность, напечатав в «Листке» письмо Софьи Андреевны, в котором жена «еретика Льва» протестовала против решения святейшего Синода, предавшего анафеме гениального «писателя земли русской». Письмо графини Толстой публиковалось без комментариев, но читателям было ясно, что редактор журнала не на стороне официальной церкви и царского правительства». Также и поэма Лермонтова «Демон» публиковалась в «Листке» без тех цензурных изъятий, с какими ее публиковали тогда а России.

Ни от кого Фенцик не ждал поддержки, полагался только на себя в своей самоотверженной борьбе за возрождение родного края. Интересно, что его политический антагонист будущий прогитлеровский политик и премьер-министр «Закарпатской Украины» Августин Волошин, и тот вынужден был признать его «рідкий талант сеї щирої душі» (Использовались работы:  Сенько І. Від часів Лабоця до сьогодення. Ужгород, 2012; Линтур П. Фольклороведческие и литературоведческие исследования. Ужгород, 2013).

В Ужгороде в 1926 году на Фенцику был поставлен памятник на площади, названной в честь его имени. Площадь впоследствии переименовали в Театральную, но памятник не посмели снести.


Публикации на сайте «Западная Русь» о Евгении Андреевиче Фенцике:

 karpovich 272x300

 7 октября - день памяти Архимандрита Виленского Леонтия (Карповича; 1580-1620)

Будущий архимандрит Леонтий - в миру Лонгин Федорович Карпович — родился в Пинске около 1580 года и происходил из шляхетского рода. Отец его был священником. Учился будущий исповедник веры Христовой, по мнению исследователей, в Остроге либо в Вильне.

Энергичный деятель защиты Православия от униатства, сначала он возглавлял типографию Виленского православного братства, в которой в 1610 году выходит знаменитая книга Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры».

Книга произвела огромное впечатление, как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и без суда и следствия бросили в тюрьму. Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых заметны были даже после его праведной кончины.

Не сломив стойкости подвижника, его выпустили из тюрьмы, и он вернулся к своим собратьям, окруженный славой доблестного исповедника и мученика за веру.

Затем Лонгин Карпович принимает монашеский постриг с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре становится во главе Виленского Свято-Духова монастыря в сане архимандрита, учреждая в обители общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Являясь также ректором братской школы, он воспитывает молодежь в духе верности Православию.

В братской типографии, которую он по-прежнему возглавляет, издаются новые книги: «Евангелие учительное», Молитвослов, Служебник, Требник, «Вертоград душевный» святогорца Фикарды. В последнем издании имеется предисловие архимандрита Леонтия (Карповича).

Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник. Православные считали архимандрита Леонтия по красноречию подобным Златоусту. Виленский проповедник не только сам «обличал и громил» словом проповеди, но и других призывал защищать Православие.

В 1620 году Великое княжество Литовское посещает Иерусалимский патриарх Феофан, который предполагает рукоположить для Православной Церкви митрополита и четырех епископов. В числе избранных на епископское служение был и архимандрит Леонтий (Карпович), который был наречен епископом Брестским и Владимирским.

Однако тяжкий недуг не позволяет Виленскому архимандриту отправиться в Киев для хиротонии. Предчувствуя близкую кончину, архимандрит Леонтий по настоянию братства посылает к патриарху своего постриженника инока Мелетия Смотрицкого. Пробыв несколько месяцев в Киеве, Смотрицкий возвращается в Вильну в сане архиепископа и уже не застает в живых своего учителя: 24 сентября 1620 года он скончался, а тело его остается непогребенным уже шесть недель.

Архиепископ Мелетий совершил отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха».

Почитание преподобного Леонтия как святого угодника имело место не только в Вильне, но и за ее пределами. Об этом имеется свидетельство и святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, который в своем «Диариуше» также называет архимандрита Леонтия святым.

Впоследствии, однако, сложилась неблагоприятная обстановка для почитания архимандрита Леонтия. Если даже мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия пришлось скрыть от униатов в пещере, где они пребывали более ста пятидесяти лет, то не удивительно, что имя архимандрита Леонтия (Карповича) было забыто.
В наши дни исследование деятельности святого подвижника было проведено протоиереем Сергием Гордуном. В декабре 2009 года по предоставлении отцом Сергием детальной информации о жизни и подвиге исповедника веры архимандрита Леонтия (Карповича) Святой Синод поручил Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви подготовку проекта «Деяний», «Жития», тропаря и кондака, а также написание иконы преподобного Леонтия, архимандрита Виленского.
4 апреля 2011 года в Минском Доме милосердия прихода Всех Святых под председательством Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета состоялось заседание Святого Синода. Постановлением Синода к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви в чине преподобных причислен архимандрит Виленский Леонтий (Карпович; 1580-1620), самоотверженный защитник Православия в период введения унии.

 

7 октября – день рождения Ивана Ивановича Носовича (1788-1877)

Русский этнограф, фольклорист и лексикограф. Один из первых кто подошел к изучению белорусского наречия и фольклора систематически и научно. Стоял на позициях западнорусизма.

Иван Носович родился в с. Грязивец нынешнего Чаусского района в семье православного священника.В 1812 году окончил духовную семинарию в Могилеве, работал учителем, инспектором Оршанского, ректором Мстиславского и Могилевского духовных училищ (1813 — 1822), заведующим, смотрителем, преподавателем Динабургской гимназии, Молодечненского, Свентянского дворянских училищ (1822-1843). Педагогическая деятельность не оставляла времени для занятия главным призванием его жизни. После выхода в отставку в 55 лет он поселился в Мстиславле и занялся научной работой. С целью сбора фольклорно-этнографических материалов объехал Минскую, Гродненскую и Могилевскую губернии. Этнографические работы Носовича не имели аналогов на тот момент, и по сей день остаются ценным материалом для исследователей.

 Публикации на сайте «Западная Русь»:

 

 

 12 октября – день памяти Иова Борецкого (ум. 1631)

Иов Борецкий – митрополит Киевский с 1620 года.

Родом с Галичины. Славился благочестием, благотворительностью и ученостью, равно как энергичной защитой православия против унии.

В протестации 1621 г. епископы киевской митрополии во главе с митрополитом Иовом Борецким заявляли, что с Москвой православных в Речи Посполитой объединя­ет не только общая вера, но и «jeden rodzaj, jezyk, obyczaje»

А в челобитной московскому царю (1924) Михаилу Федоровичу Борецкий писал: «Твое пресветлое царское величество, царь от царей сый, отрасль и племя великих всея Россия самодержцов, Божиею волею и его всесильным мановением не в чужду заведен краину, но свою от заведения свобождая землю, десницею вышнего царскую восприял еси диадиму и Росийскоя великоя державы увенчеся венцем, и облечен бысть порфирою… Последи же и о нас росийскаго ти племени единоутробным людем державы ти и твоему самому царскому величеству родом плоти и родом духа единоя»

 Публикации на сайте «Западная Русь» в которых упоминается Иов Борецкий:

 

 

19 октября – день памяти епископа Василия Поповича (1796-1864)

Василий Попович –  выдающийся закарпатский будитель, один из основателей просветительского «Общества Святого Василия Великого».

Иоанн Мондок называет его «главой и вождем убогого нашего русского народа».

«Покойный епископ, - пишет Мондок, - первоначальное образование школское получил частью в Вел. Кароле, а частью в Мараморошском Сиготе. Из этих времен, знаем только то интересного об нем, что отличался между соучениками  даровитостью, усилием и благоповедением. Только раз был наказан телесно, да и тогда, как говорят – невинно. Слабый физически малчик незаслуженное наказание выдержал не произнося ни малейшего болезненного стона; а так как ребенок ни не плакал, ни не признавался, то жестокий учитель высек его повторно. Это обстоятелство заслуживет внимания уж и потому, что всказывает на твердость характера и решительность пок. епископа еще как ребенка. Которое качество впоследствии причиняло его управлению епархией – силу, самому же больше неприятностей и клопот…

Однажды, когда пок. епископ, как студент VI класса сдавал уроки, в зале поднялся небольшой шум, профессор Пашшич следующими словами напомнул шумевших: «русские внимайте, это будет ваш епископ» (rutheni attendite iste erit vester episcopus)» (См. Евменій Сабовъ. Христоматія церковно-славянскихъ и угро-русскихъ литературныхъ памятниковъ. Унгвар, 1893)

С 1837 года Василий Попович – епископ Мукачевский.

В 1850 году официальным языком в епархии Владыка провозгласил русский язык. После многих препрятствий он добился, чтобы преподавание в Ужгородской духовной и учительской семинариях, а также в гимназиях Ужгорода и Сигота велось на русском языке. Евгений Фенцик писал: «Чиновственным языком в его епископской канцелярии был язык русский и он так строго хранил этот язык, что были случаи, что отвергал исполнение прошения лишь по той причине, ибо челобитня была писана не по-русски.

В своей епархии он был настоящим хозяином. При заступлении на кафедру принял капитал в 40 тысяч гульденов, а оставил 200 тысяч. В начале его архипастырства едва было 30 каменных церквей и столько же каменных приходских домов, по смерти его осталось 234 церквей, 222 приходских домов, построенных из камня.

«А все таки он умер убогим, ибо был богат в подаяниях», - написал о нем И.Мондок.

 

 

20 октября – день рождения Лукьяна Михайловича Солоневича (1866-1938)

Лукьян Солоневич белорусский историк и журналист, активный сторонник западноруссизма, отец известного мыслителя Ивана Солоневича.

 Родился в семье священника. В 1886 году окончил Свислочскую учительскую гимназию, работал сельским учителем в Гродненской губернии. Работая учителем, занялся журналисткой деятельностью, которую заметил  тогдашний губернатор Гродненской губернии Петр Столыпин. Столыпин поддержал начинающего писателя, помог ему перебраться в Гродно и протежировал на должность бухгалтера в Комиссии народного продовольствия.

 В 1901 году издав «Краткий исторический очерк Гродненской губернии за сто лет ея существования. 1802—1902», Солоневич заявил о себе как об авторитетном историке. В своей книге как и в публицистике  Лукьян Михайлович доказывал, что белорусы являются ветвью русского народа, постоянно подвергавшуюся ополячиванию и окатоличиванию и об историческом единстве белорусов с великороссами в рамках одного русского народа.

С 1911 по 1915 год в различных городах Северо-Западного края Лукьян Солоневич издавал газету «Северо-Западная жизнь». В этой газете были опубликованы первые статьи выдающегося русского мыслителя Ивана Лукьяновича Солоневича.

После революции Лукьян Солоневич вынужден был покинуть Белоруссию и жил на Кубани, Кавказе и в Крыму.

В 1935 году, как отец «врагов народа» (Ивана Солоневича) был сослан в посёлок Соврудник Северо-Енисейского района Красноярского края. 11 февраля 1938 года был арестован и  приговорен тройкой НКВД к расстрелу 7 мая 1938 года. Расстрелян 25 мая 1938 года. Место захоронения неизвестно.

 

 

22 октября – день рождения Александра Сергеевича Вераксина (1872 — 1918).

Александр Сергеевич Вераксин -  новомученик и исповедник Русской Православной Церкви XX века,  депутат 3-й Государственной думы Российской империи от Виленской губернии.

Белорус, православного вероисповедания, священник. Окончил Витебскую духовную семинарию (1894). Служил священником Березвечского женского одноклассного общежительного монастыря. Заведовал женской учительской школой. Кроме того, служил псаломщиком в Георгиевской церкви села Кицково Себежского уезда.  Был председателем Глубокского отдела «Союза русского народа» (СРН).

18.10.1907 избран в 3-ю ГД от съезда уполномоченных от русского сельского населения Виленской губернии. Входил в Правую фракцию.  Являлся  членом комиссий: по местному самоуправлению, по народному образованию, распорядительной. Активный участник подготовки законопроекта о церковно-приходских школах. Был докладчиком Комиссии по народному образованию. Подписал законопроекты: «Об упразднении в Белоруссии остатков чиншевого владения», «Об улучшении и увеличении крестьянского землевладения и землепользования», «О выдаче пособий крестьянам при переселении на отрубные участки». Публиковал материалы о думской деятельности в «Вестнике Свято-Духовского Братства» и «Земщине».

После 1907 вступил в «Русское собрание» (прекратил членство после 1912). Участвовал в работе «Русского народного союза имени Михаила Архангела». 23.5.1910 избран кандидатом в члены Главного совета СРН; его почётный член с правами члена-учредителя. Участник 4-го съезда СРН и 5-го съезда Русских людей (13—20.5.1912). Постоянный автор газеты «Русское знамя» (1908-10). После революции жил в г. Черкассы Киевской губ. По сведениям прот. М. Польского, принял мученическую смерть за Христа — был повешен на воротах собственного дома.

В 1981 на Архиерейском соборе Русской Православной церкви за рубежом прославлен в числе новомучеников и исповедников Российских.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.